Ученые Стэнфордского университета выяснили, какой след оставили неандертальцы в геноме современного человека

5 Октября 2018 19:36:09

Скрещивание человеческих предков с неандертальцами дало Homo sapiens массу преимуществ.

Неандертальцы таинственным образом исчезли около 40 000 лет назад, но перед этим они скрестились с другим человеческим видом, который только начинал свое глобальное шествие по миру.

После нескольких тысяч лет сосуществования развитие человечества и неандертальцев пошло по разным путям. Первые остались жить на территории Африки, вторые — отправились в Европу и Азию. Это разделение произошло примерно 600-700 тысяч лет назад. Однако, как выяснили ученые, перед уходом неандертальцы оставили человечеству ценный подарок.

Когда произошел первый контакт между представителями двух видов, неандертальцы еще жили за пределами Африки. За сто с лишним тысяч лет их иммунная система смогла отлично приспособиться к местным условиям жизни. После смешения кровей наши предки смогли получить это преимущество неандертальцев без десятков тысяч лет адаптации. А около 2% ДНК неандертальцев сохранилось в геномах многих европейских и азиатских народов до сих пор.

«Как выяснилось, это дало человечеству адаптивные преимущества — в частности, защиту от вирусов, с которыми наши предки столкнулись, когда покинули Африку. Так, неандертальцы дали нам способность противостоять некоторым разновидностям гриппа и гепатита. Кроме того, унаследованные гены взаимодействуют с ВИЧ-инфекцией», — говорится в исследовании ученых Стэнфордского университета, которое накануне опубликовало научное интернет-издание ЕurekАlert.

Специалисты пришли к таким выводам после того, как составили список из более чем 4500 генов современных людей. Затем их проверили по базе данных ДНК, взятых из костей, зубов и других останков неандертальцев, обнаруженных археологами. В итоге было установлено, что у современного человека 152 гена, унаследованных нами от древних представителей человеческого рода.

«Это похоже на палеонтологию, — говорят ученые. — Иногда вы обнаружите настоящие кости, но иногда вы найдете только следы в окаменелой грязи. Наш метод также является косвенным, поскольку мы знаем, какие гены взаимодействуют с какими вирусами. Но на основе этого мы можем сделать выводы о типах вирусов, ответственных за древние вспышки болезней».

Открытие ученых позволит найти следы давно исчезнувших вирусов, поражавших неандертальцев, и узнать, какие болезни существовали при первобытнообщинном строе. А также, возможно, прольет свет на трудноизлечимые иммунные заболевания современности.