Сетевое издание

Я ищу ...

Когда ждать возвращения строгих требований к экологичности российских автомобилей

Когда ждать возвращения строгих требований к экологичности российских автомобилей
Фото: Нос

13 Августа 2023 21:08:20

754

В России одной из наиболее пострадавших от санкций отраслей стал автопром

В 2022 году производство автомобилей в РФ резко упало, а выпускать автомобили, соответствующие докризисным законодательным требованиям, стало и вовсе невозможно. Дело в том, что некоторые импортные комплектующие, которые использовались в ряде систем безопасности и для повышения экологичности, оказались недоступны для отечественных предприятий. Поэтому правительство приняло изменения в техрегламент, обязательный для российских автопроизводителей. Обновлённые требования предполагали значительные законодательные послабления. В частности, стал возможным выпуск автомобилей с минимальным экологическим классом Евро-0 и без установки систем ABS, ESP и ЭРА-ГЛОНАСС, которые ранее были обязательными. В январе 2023 года по просьбам автопроизводителей упрощённые требования были продлены до 1 июня.

К слову, вскоре после введения новых упрощённых требований частные мастера начали предлагать услуги по удалению каталитических нейтрализаторов – устройств, установленных на бензиновых двигателях ради повышения экологичности автомобилей. Авторы таких бизнес-проектов уверяли, что после удаления данного устройства машина избавится от «экологической удавки» и начнёт демонстрировать лучшие динамические характеристики. Однако автоэксперты предостерегали, что самовольное удаление каталитических нейтрализаторов может привести к проблемам с ГИБДД, поскольку будет расценено как несанкционированное вмешательство в конструкцию автомобиля. Кроме того, в атмосферных двигателях такая процедура вообще не приведёт к какому-либо заметному эффекту, а в случае с турбомоторами изменение настроек, приводящее к повышению мощности в ущерб экологичности действительно возможно, но с удалением каталитического нейтрализатора такие манипуляции также не связаны.

Между тем, к июню 2023 года стало ясно, что автопроизводители по-прежнему не имеют технических возможностей для немедленного возвращения к прежним строгим нормам по экологичности и безопасности колёсных транспортных средств. В результате кабмин принял решение о продлении действия упрощённого техрегламента до февраля 2024 года. Однако послабления всё же стали постепенно отменять. В частности, уже с 1 июня 2023 года минимальный разрешённый экокласс автомобилей был поднят с Евро-0 до Евро-2, а антиблокировочная система должна вернуться во все новые автомобили уже с декабря.

Защитники природы, безусловно, могут лишь поприветствовать повторное ужесточение экологических норм для автомобилей, хотя оно и не достигло досанкционного уровня, ведь с 2016 года в России минимальным экоклассом был Евро-5. Минприроды РФ ещё весной прошлого года, когда упрощённый техрегламент только готовился к внедрению, предупреждало, что после начала выпуска автомобилей с более грязным выхлопом экологическая ситуация может существенно ухудшиться. Особенно это касается мегаполисов, таких как Красноярск, Омск или Челябинск, где доля автомобильного выхлопа в общем объёме загрязняющих веществ достигает 30%.

Кандидат биологических наук Сергей Симак подтвердил, что автомобили оказывают значительное влияние на качество воздуха, которым дышат жители городов, а ослабление требований к их экологичности отбрасывает назад всю сферу борьбы за чистоту окружающей среды.

«Само по себе снижение требований к составу выхлопа, несомненно, приведёт к серьезному откату назад и ухудшению качества воздуха в городах. Однако это происходит не так быстро, так как вновь проданные машины пока составляют весьма небольшую долю всех автомобилей. Тем не менее, наряду с общим старением автопарка, это ухудшит и качество среды в городах, и состояние здоровья людей», — рассказал эксперт.

Впрочем, как отмечал автоэксперт Игорь Моржаретто, временное разрешение нулевого экокласса было скорее формальностью. Ведь большинство популярных среди российских автовладельцев моделей, таких как Lada Granta, изначально было рассчитано как минимум на нормы Евро-2, поэтому полного отката к ситуации 1990-х годов в плане экологичности автомобилей произойти не должно. Кроме того, эти послабления в любом случае позиционировались, как временные, и даже комплектующие, которые ранее завозились исключительно из западных стран, в обозримом будущем могут быть заменены китайскими производителями.

В то же время, по оценкам большинства экспертов, авторынок и автопроизводство в России будут постепенно восстанавливаться. Несмотря на удорожание владения личным автомобилем, спрос на автотранспорт кардинально не падает. В текущем году россияне, по разным прогнозам, приобретут от 700 до 900 тысяч автомобилей. При этом отечественный автопром имеет все шансы успешно развиваться и выпускать продукцию на современном уровне. Руководитель Передовой инженерной школы Московского Политеха Пабло Итурралде отмечал, что Россия располагает необходимыми кадрами и технологической базой, чтобы в ближайшие 3-4 года разработать собственную линейку легковых автомобилей. Если учесть, что как минимум китайские производители готовы поставлять в РФ свои модели, вряд ли придётся долго ждать возвращения прежних экологических норм для автомобилей, ввозимых в Россию и выпускаемых внутри страны, поскольку в послаблениях просто отпадёт необходимость.

Теги: Россия | автомобиль | экология | требования |

Социальные сети