Сетевое издание

Я ищу ...

Будет ли Китай отвечать на национализацию «Мотор Сич» украинскими властями?

Будет ли Китай отвечать на национализацию «Мотор Сич» украинскими властями?
Фото: Нос

9 Ноября 2022 18:18:54

3706

Китайская компания, которая несколько лет назад стала инвестором и покупателем контрольного пакета акций украинского авиазавода «Мотор Сич», сегодня опубликовала заявление с жёстким осуждением действий украинских властей

Об этом сообщает «Коммерсантъ».

Накануне секретарь СНБО Украины Алексей Данилов объявил о национализации ряда стратегических предприятий, в том числе «Укрнафты» и завода «Мотор Сич». Это решение объяснено военной необходимостью, а о компенсациях частным владельцам изымаемых акций пока ничего неизвестно. Представители китайского инвестора, компании Beijing Skyrizon, назвали это решение незаконным. Оно охарактеризовано как недопустимая политизация делового процесса и разграбление прав китайского бизнеса. Skyrizon обещает продолжать борьбу за свои права и, в то же время сохранять контакты со всеми сторонами этой ситуации. 

История с неудавшейся продажей крупного авиазавода тянется уже несколько лет и сейчас, кажется, близится к своему завершению. Однако это завершение теоретически может привести к ухудшению украино-китайских отношений и ответным шагам КНР, которые могут оказаться косвенно выгодными Москве. О том, что готовится сделка по продаже более 50% акций запорожского предприятия компании из КНР, было объявлено в 2018 году. Как стало известно в конце 2019 года, эта сделка близилась к успешному завершению. Сначала сообщения об этом появились в китайской прессе, а затем сведения неохотно подтвердили в госкомпании «Укроборонпром», управлявшей заводом. «Мотор Сич» известен своим производством вертолётных и реактивных авиационных двигателей, которые устанавливаются в том числе на разные образцы военной авиации. На покупку части акций этого стратегически важного предприятия в разное время претендовали США и Россия, однако незадолго до прихода к власти президента Владимира Зеленского выбор был сделан в пользу китайских партнёров. Сделку даже успел одобрить Антимонопольный комитет Украины, а в Китае с удовлетворением отмечали, что контроль над «Мотор Сич» позволит разрабатывать собственные вертолёты и ускорить программу производства транспортного самолёта Y-20. 

Китаевед Николай Вавилов отмечал, что, несмотря на бурный экономический рост, научно-исследовательская база КНР в сфере военных технологий остаётся сравнительно слабой. Развитие армии пока не может полностью обходиться без заимствования внешних разработок. Эксперт напомнил, что первый китайский авианосец «Ляонин» — это купленный у Украины и доработанный авианесущий корабль «Варяг». Кроме «Мотор Сич», китайцы выражали стремление получить контроль над научно-производственным аэрокосмическим предприятием «Южмаш», который позволил бы сделать рывок в развитии ракетных войск Поднебесной. «Мотор Сич», в свою очередь, должен был дать базу для развития собственного вертолётостроения, которое в Китае находится на невысоком уровне, однако для участия в локальных конфликтах этот вид техники необходим. 

Аналитики отмечали, что завод нужен Китаю и для развития гражданского авиастроения. Обозреватель портала Flight International Владимир Карнозов пояснил, что сейчас на китайские региональные пассажирские лайнеры ставятся американские двигатели. В условиях периодически вспыхивающей торговой войны с США этот фактор зависимости ставит под вопрос стабильность выпуска самолётов, а переход на украинские моторы мог бы ликвидировать такой риск. Но США по понятным причинам больше беспокоит именно военный потенциал, который Китаю предоставило бы украинское предприятие. 

Ещё в период президентства Дональда Трампа его советник по нацбезопасности Джон Болтон декларировал намерение США заблокировать сделку. СБУ вело ряд расследований против руководства «Мотор Сич», на время которых акции предприятия были заморожены, а их новые собственники не могли приступить к управлению заводом. Однако долгое время казалось, что сделка всё-таки может окончиться успешно для Китая. После одобрения антимонопольного комитета китайская сторона выделила обещанные 100 млн долларов первого транша инвестиций. Вся сумма должна была составить 250 млн долларов и поступить на развитие предприятия в течение двух лет. 

Однако более могущественные силы всё же вмешались и повернули процесс в обратную сторону. В январе 2021 года Владимир Зеленский подписал указ о введении санкций против китайских акционеров «Мотор Сич», который запретил им проводить любые торговые операции на территории Украины. Сами акции оставались замороженными по решению суда, а президент пообещал вернуть их в собственность государства законным путём. Формально национализации активов не происходило, поэтому Украина не собиралась выплачивать какие-либо компенсации бизнесу, понесшему убытки из-за этого решения. Однако Skyrizon не стала ждать юридического исхода внутриукраинской судебной тяжбы и подала иск в Третейский суд в Гааге с требованием взыскать с Киева вложенные средства и упущенную выгоду. Сперва речь шла о $3,5 млрд, а потом аппетиты инвестора возросли до $4,5 млрд. Решение суда до начала спецоперации так и не появилось, а теперь вероятность его вердикта в пользу Украины, которую юристы и раньше оценивали как довольно высокую, возросла ещё больше. В свою очередь, власти Украины взялись за судьбу предприятия всерьёз и теперь уступать точно не намерены, поскольку и сами предельно нуждаются в продукции завода. Незадолго до окончательного объявления о национализации завода «Мотор Сич» правоохранители задержали в Запорожье многолетнего руководителя завода Вячеслава Богуслаева. Его подозревают в госизмене в связи с предположительной продажей России авиационных компонентов после 2014 года, когда на такое сотрудничество был наложен запрет.

В этом контексте возникает вопрос о том, может ли Китай из-за окончательного отказа продать акции «Мотор Сич» начать более враждебно относиться к украинской стороне и отойти от политики своего подчёркнутого нейтралитета в конфликте. Ведь нельзя забывать, что «Мотор Сич» является действительно уникальным предприятием с ценными разработками, потеря которых стала крайне неприятной для китайской стороны. Продукция «Мотор Сич» экспортируется в десятки стран мира, и даже РФ с её значительным военно-промышленным потенциалом понадобилось как минимум 4 года для замены запорожских авиадвигателей после полного прекращения их поставки. По крайней мере, официальное заявление о полном импортозамещении было сделано именно в 2018 году. 

Представляется, что все заметные шаги, которые Пекин мог предпринять в связи с неудачей в покупке «Мотор Сич», уже были сделаны. Вскоре после решения Зеленского окончательно отказаться от сделки делегация Пекинской экспортно-импортной торговой компании посетилаКрым и договорилась с местными бизнесменами об увеличении инвестиций на полуострове и экспорте крымской сельхозпродукции в Поднебесную. Аналитики называли этот визит ответом на демарш украинской стороны, ведь такая поездка предпринимателей на оспариваемую территорию не могла пройти без согласия китайских властей. Вторым ответным действием стал вышеупомянутый иск в международный арбитраж, который в текущих условиях имеет достаточно туманные перспективы. Однако непохоже, чтобы окончательное решение о национализации «Мотор Сич» сподвигло Пекин к каким-то новым ответным шагам. Возможно, в Пекине уже смирились с провалом попытки взять под контроль запорожский завод? К тому же нейтралитет в украинском конфликте обусловлен не столько отношением китайского руководства к самой Украине, сколько опасениями испортить торгово-экономические связи с западными странами. А в этой сфере ситуация остаётся без изменений. Единственным значимым для России последствием произошедшего может стать дополнительный интерес Китая к российским образцам продукции в сфере военной авиации. 

По мнению военного обозревателя Василия Иванова, Китай после потери акций Мотор Сич» и контрактов с этим предприятием может нуждаться в большем количестве аналогичных российских авиадвигателей и даже полностью готовых боевых самолётов для ускоренного переоснащения своей армии. Но этот интерес сохранится ровно до тех пор, пока Китай не сможет производить всё перечисленное самостоятельно, к чему военпром Поднебесной активно стремится.

Автор: Алексей Черников

Теги: Китай | Украина | «Мотор Сич» |

Социальные сети