Экономист рассказал, какие меры придется предпринять для преодоления дефицита бюджета
3810
Потери бюджета РФ за 2022 год стоит оценивать как сумму образовавшегося дефицита и ранее запланированного профицита, считает экономист Константин Селянин
Согласно отчету Счетной палаты за 2022 год, дефицит бюджета РФ в прошлом году составил 3,3 трлн рублей или 2,2% ВВП. При этом изначально на 2022 год планировался профицит в 1,3 трлн. Также в Счетной палате сообщили что Фонд национального благосостояния (ФНБ) за прошлый год уменьшился на 3 трлн рублей — до 10,4 трлн рублей, при этом 6,1 трлн из этих средств находятся на счетах Банка России, остальные резервы размещены в финансовых инструментах. Госдолг РФ на конец года составил 15% ВВП или 22,8 трлн рублей, увеличившись за год на 9,1%.
«Когда мы говорим о дефиците бюджета, нужно вспомнить о том, что изначально на 2022 год планировался его профицит. А это означает, что потери России от введенных санкций и начавшегося в 2022 году геополитического противостояния должны оцениваться как минимум на сумму дефицита и профицита. То есть они составляют 4,6 трлн рублей. Здесь важно отметить еще и тенденцию этого года. По данным Минфина, только за два первых месяца 2023 года дефицит бюджета составил почти 2,6 трлн рублей. Это при том, что изначально запланирован дефицит в 2,9 трлн рублей. Иными словами, мы почти выполнили план. Если допустить, что ежемесячно дефицит бюджета будет увеличиваться хотя бы на 0,5 трлн рублей, то к концу года он достигнет значения примерно в 7-8 трлн рублей. А это значит, что его размер будет сопоставим с размером ФНБ, тем более, что реально доступных средств в ФНБ всего лишь 6 трлн рублей», — рассказал экономист Константин Селянин.
По словам эксперта, чтобы преодолеть такой большой дефицит бюджета придется расходовать средства ФНБ и выпускать облигации федерального займа, что будет увеличивать госдолг, который пока сравнительно небольшой – 15% ВВП. К примеру, госдолг США в прошлом году составлял 129% ВВП.
«Но дело в том, что ни размера ФНБ, ни объема выпускаемых ОФЗ для покрытия дефицита бюджета, по моим оценкам, может оказаться недостаточно. А это означает, что нас ждет секвестр бюджета, то есть сокращение бюджетных расходов. Такое сокращение в первую очередь может коснуться социальной сферы, то есть расходов на здравоохранение, образование и так далее. Причем, я полагаю, что уже летом этого года мы сможем увидеть первые решения об этом», — считает экономист.
Доктор экономических наук Елена Румянцева отметила, что сейчас экспертам крайне сложно строить прогнозы, поскольку даже органы власти основывают свои выводы на разных цифрах.
«У нас в экономике зачастую применяется какой-то приблизительный счет. К примеру, оценки Центробанка и Минэкономразвития могут серьезно различаться. Хотя это два ведомства одной страны, их прогнозы выглядят, словно они касаются разных государств. Поэтому аналитикам, которые основывают свои выводы на открытых данных, крайне сложно выдвигать суждения относительно будущего российской экономики. Мы даже уже привыкли к тому, что эксперты в зависимости от конъюнктуры могут давать кардинально отличающиеся оценки», — сказала эксперт.
Как отметила Елена Румянцева, сейчас не стоит говорить о том, что в российской экономике нет проблем и мы легко преодолеем растущий дефицит бюджета. Однако адекватно оценить масштабы проблемы при отсутствии точных данных крайне сложно.
В то же время, по словам экономиста, как минимум для сокращения расходов бюджета стоило бы пересмотреть размер доходов многих чиновников, перестать предоставлять им жилье, потому что у простых граждан такой привилегии нет, снизить фискальное давление на производственников и так далее.
Ранее СМИ писали о том, к каким последствиям может привести сокращение профицита платежного баланса России.