Покупательская активность на авторынке в Приморье угасает
881
В дальнейшем падение спроса на новые машины может быть неизбежным
Приморский авторынок продолжает сильно трансформироваться. Изменения по утильсбору с 1 апреля 2024 года может негативно повлиять на покупательский спрос на новые автомобили. Дилеры в смятении, но продолжают настаивать на «прогнозах увеличения продаж» в 2024 году. При этом, по мнению приморских экспертов, стоимость таких машин увеличится в среднем на 1,5-2 млн рублей. Это может привести к массовому оттоку покупателей в сегмент подержанных машин, стоимость которых, впрочем, тоже вырастет.
Аналитики «Авто.ру» и российская ассоциация автомобильных дилеров осторожно упоминают о возможном снижении спроса на новые машины и сокращении количества автокредитов в 2024 году.
Так, в РОАД признают: покупательской активности мешают отсутствие дешёвых автомобилей, выгодных кредитов и постоянный рост цен. Однако те же эксперты продолжают строить прогнозы по рекордным продажам новых машин по итогам текущего года. «Авто.ру» называют цифру в 1,5 млн единиц, РОАД — 1,3 млн.
При этом всем очевидно: сдерживать стоимость на автомобили не получится, ценовой пузырь продолжит расти. Возникает закономерный вопрос: откуда возьмутся предпосылки увеличения спроса?
По словам генерального директора компании по импорту авто ООО «КарЛайк» Татьяны Заруцкой, снижение продаж очевидно и связано в первую очередь с ростом цен: «Около 30% автомобилистов в последнее время отказываются от покупки нового авто, особенно высокая доля отказов в дилерских центрах. Цена у дилеров выше, чем, например, купить с рук».
Директор компании «Япония Транзит» Дмитрий Клатаевский отмечает — ситуация для Приморья нетипичная: «Близость Японии всегда давала возможность автолюбителям привести машину без пробега в доступной ценовой категории, более обеспеченные могли позволить себе авто в дилерских центрах. Сейчас на новые машины денег у людей нет, так как их стоимость зашкаливает, а брать автокредиты под 24% — спорное удовольствие. Остается привозить авто под физическое лицо, но и здесь стоимость в три раза выше, чем была, скажем, года 4 назад, а если конкретнее – в районе 1,2-1,5 млн рублей».
Татьяна Заруцкая добавляет, что сегодня действительно многие клиенты переориентированы на более выгодные варианты, такие как привоз авто из другой страны: «Но даже такую альтернативу не все могут себе позволить». Что касается параллельного импорта, с 1 апреля такую покупку смогут позволить себе единицы, так как после изменения утилизационного сбора такие машины будут в зоне доступа только для обеспеченных приверженцев европейских брендов.
По данным «Автостата», доля параллельного импорта в 2023 году устойчиво снижалась: в октябре она составляла 11%, а в ноябре уже 8%. Показатель продолжит падать, параллельный импорт перейдет в сегмент исключительно премиальных автомобилей.
По словам собственника компании SnСars Никиты Силачёва, цель всех последних мероприятий, проведенных правительством относительно регулирования ввоза автомобилей, — сконцентрировать денежные потоки на российской таможне, купировать, так сказать, доходы чужих государств.
«Дилеры не напрасно переживают по поводу возможного оттока покупателей. Цена на новые авто вырастет более чем на 1,5 млн рублей, спрос, соответственно, обрушится», — считает Силачёв.
Дмитрий Клатаевский добавляет, что многие покупатели понимают перспективы серьезного роста цен, поэтому сейчас продажи немного оживились. «Но это как агония перед смертью – в дальнейшем падение спроса будет фатальной», — уверен эксперт.
По данным «Авто.ру», наибольшую долю продаж автомобилей с пробегом — 28% — занимают машины японского производства.
По словам Дмитрия Клатаевского, на сегодняшний день рынке Приморья устойчивый темп продаж отмечается в сегменте именно японских автомобилей ценовой категории до полутора миллионов рублей.
«Неплохо продаются Subaru Levorg, Toyota Probox, Nissan Note, Honda Fit и другие малолитражки. Напомню, что в данное время — не сезон, но я думаю, что где-то к концу марта — началу апреля мы увидим более высокую активность на рынке автомобилей», — говорит эксперт.
Никита Силачёв полагает, что на автомобили вторичного рынка возрастом от 3 до 5 лет цены не должны критически измениться, так как эти машины и так таможили в России.
«Вот в таком сегменте покупательская способность вряд ли снизится», — отметил Никита Силачёв.
«При этом рынок перекупов практически встанет», — добавил Дмитрий Клатаевский.
В то же время у россиян всегда останется выбор приобрести авто российского автопрома: правительство сохранило программу льготного кредитования до 2026 года.