Политолог: «В ближайшее время новый министр культуры в смысле своего антирейтинга может нагнать министра «старого»
2664
Политолог: «В ближайшее время новый министр культуры в смысле своего антирейтинга может нагнать министра «старого»
Эксперты обсуждают чиновницу, при этом оценки расходятся диаметрально. Складывается впечатление, что для заменившей Владимира Мединского на посту министра культуры Ольги Любимовой это назначение стало сюрпризом. Потому что до этого в Сети было распространено множество ее постов неоднозначного и в чем-то компрометирующего содержания.
Эпатаж — обычное дело для представительницы столичной интеллигенции, однако автору-чиновнику такое может осложнить жизнь. И как только назначение состоялось, записи начали исчезать. В частности, были удалены и сделаны недоступными для пользователей записи в блоге Любимовой в LiveJournal, выяснил The Insider.
В 2008 году Любимова в своем блоге признавалась, что не любит оперу, балет, классическую музыку, театр и музеи: «Сама себя страшно испугала. Подруга позвала на концерт классической музыки с ребенком. И я поняла, что просто не могу себя заставить... Стала серьезно думать на эту тему. Выяснила неожиданно для себя, что я ни хрена не культурный человек».
Любопытно, что Любимову по-разному сопоставляют с кинорежиссером Никитой Михалковым, который обычно вызывает резкую реакцию у либеральной интеллигенции. Автор «Сибирского цирюльника» упоминается среди вызывающих восторг аудитории ее родственных связей: дочь актрисы «Современника» Марии Шверубович и ректора Щепкинского училища Бориса Любимова. Ее дед — переводчик Николай Любимов, прадед — актер Василий Качалов, крестный — Никита Михалков.
Кинокритик Виктор Матизен так сравнивает ее с Мединским и Михалковым: «В силу ее общего культурного уровня, в силу того, что каждый новый человек на месте, на котором сидел его предшественник, старается от него оттолкнуться, и я надеюсь, что Любимова будет отталкиваться от самых худших качеств Мединского…
Первое, что ей советуют в части преодоления спорного наследия Владимира Мединского: «уйти от практики отказа в выдаче прокатных удостоверений по требованиям чиновников. Сделать выдачу прокатных удостоверений автоматическим актом. Если министерство недовольно фильмом, которому оно выдало удостоверение, оно должно подавать в суд на автора фильма. Иначе, чем в судебном порядке, запрещать ничего нельзя».
«Сейчас же это целиком и полностью положено на волю чиновников. Захотят они запретить картину — они ее запретят. Это цензура — самая откровенная и наглая, хотя Мединский неоднократно говорил, что никакой цензуры у нас нет. Однако можно назвать четыре или пять фильмов, которые они запретили, не выпустили в прокат», — уточняет Матизен.
Каждый найдет, что в ней покритиковать и за что похвалить. Любимова «работала на телевидении, в том числе в религиозных передачах «Ортодокс» и «Православный календарь». При этом ей понравилась, например, эротическая драма «Верность», отмечает BFM.
Спецпредставитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой, говоря о новом министре культуры, уверен, что «она вполне реально впишется в культурную среду, которая ждет от министерства и покровительства, и финансирования, и защиты или просто невмешательства».
«Я думаю, она будет бороться за бюджет, а министр — это лоббист, в том числе и бюджетный. Мне кажется, что у нее есть контакт с молодым поколением кинематографистов. Я не думаю, что Ольга Борисовна столкнется с теми проблемами, которые ей неведомы. Она об этих проблемах слышала с пеленок», — считает Швыдкой.
Как Мединского склоняли за странную фантазию про «лишнюю хромосому» у русского народа», так блогеры обсуждают скандальное проявление Любимовой в Сети — фото в футболке с популярной нецензурной фразой-мемом, который по-литературному можно перевести так: «Кто вы такие? Я вас не знаю! Идите отсюда!» Мем еще из дочиновничьей жизни Любимовой растиражировал драматург, театральный режиссер Николай Коляда.
«Я, когда узнал о том, что новый министр, я не знал биографию, я ужасно расстроился, потому что весь Facebook стал выть от восторга: ой, как здорово! Когда вот такую стадность это приобретает, это означает, что что-то будет плохое. И вдруг с утра мне присылают вот эту фотографию с цитатой, которую я придумал 15 лет назад. Кто-то там стали писать «ой, она пошлячка, ой, как она может». А я подумал, что живой человек пришел на место министра культуры, с которым можно будет разговаривать нормально. Просто живой человек, у которого все в порядке со вкусом. Фурцеву можно вспомнить, которая тоже была, может быть, в чем-то не подарок, но почему ее помнят до сих пор?» — рассуждает Коляда.
Публицист Виктор Шендерович в Facebook пишет, что Любимова курировала на «Первом канале» общественно-политические ток-шоу: «…Можно даже помечтать некоторое время… Но недолго, братцы, недолго. И разумеется, не из-за футболки с матерной надписью, — это валяние дурака, и это на здоровье. Но вот руководство дирекцией социальных и публицистических программ на Первом канале — это уже не шутка. Программа «Время покажет» как вершина этой публицистики... Не хочется вас огорчать, но телеведущий с незабвенным ведром говна выходил в эфир именно под руководством нынешнего министра культуры... Ведро говна буквально — и тонны пропагандистского, ксенофобского говна, вываленного на россиян, увы, под руководством г-жи Любимовой. И этот запах уверенно перебивает и дедушку с Сервантесом, и папу с Щепкинским училищем, и собаку Качалова. Так что я бы особенно губу не раскатывал. Это чиновница, прекрасно встроенная в путинский истеблишмент. А что лучше Мединского — ну, так почти всё на этом свете лучше Мединского…»
А кинорежисер Павел Лунгин отмечает: «Ольга помогала нам в ситуации с «Братством», просто она не все могла, над ней всегда был начальник. Знаю, как она хотела выпустить это, как нас останавливали. Думаю, что она абсолютно против того, чтобы эти доморощенные цензоры вмешивались в жизнь искусства. Для меня, уже когда она стала во главе департамента, жить стало намного легче. Ольга поддерживала копродукцию».
«Очевидно, что в ближайшее время новый министр культуры в смысле своего антирейтинга нагонит министра «старого». Между этими показателями, однако, есть большое качественное различие. Антирейтинг Мединского носил политический характер и поэтому в нем был определённый смысл. Да, высказываемые Мединским суждения бесили оппозицию, но при этом они способствовали консолидации «государственников». В случае с Любимовой речь идёт, скорее, об отторжении стилистическом. Здесь практически нет политики. И оттолкнёт новый министр на порядок большее число людей, чем привлечёт. По сути режим сделал сейчас большой шаг вперёд в деле отчуждения целой социальной группы — людей, профессионально связанных с культурой», — рассуждает в Facebook политолог Аббас Галлямов. — Удивительно, что на грабли эти наступает власть, которая приложила столько усилий, стараясь сделать общество максимально консервативным. Сначала потратила уйму сил, времени и денег, чтобы создать консервативный запрос, а теперь получит этим запросом по лбу. Кремль не понимает, что времена, когда можно было безнаказанно раздражать избирателя, закончились».