Сетевое издание

Я ищу ...

Помогает ли открытие новых транспортных путей развитию российско-индийской торговли

Помогает ли открытие новых транспортных путей развитию российско-индийской торговли
Фото: Нос

8 Ноября 2023 14:23:01

2710

Россия и Индия близки к окончательному согласованию возобновления работы морского коридора Ченнаи – Владивосток

Об этом рассказал генконсул РФ в Ченнаи Олег Авдеев. Торговый маршрут между этими двумя портами функционировал в советское время, а в 2019 году министерство транспорта России и министерство судоходства Индии на Восточном экономическом форуме достигли принципиальной договорённости о том, что использование данного маршрута стоит возобновить. Авдеев утверждает, что сейчас согласование проекта находится на завершающей стадии, а первое тестовое судно уже преодолело этот путь, на что потребовалось всего 17 дней. Если учесть, что доставка грузов по действующему маршруту Санкт-Петербург – Мумбаи занимает до 40 суток, экономия во времени выглядит весьма существенной.

Авдеев отметил, что в запуске новых коммуникаций заинтересованы обе стороны, и судя по действиям российских и индийских властей, это действительно так. В настоящее время создаётся площадка для непосредственного общения между транспортными ведомствами и компаниями обеих стран, чтобы наладить эффективную координацию действий по запуску коридора. России, в частности, предстоит провести работы по углублению порта и развитию подъездных путей к нему. Но ожидаемые выгоды, как представляется, стоят этих затрат. Ведь именно к Владивостоку выходит Транссибирская магистраль – главная железнодорожная артерия восточной части РФ, по которой можно транспортировать значительную часть продукции, составляющей основу российско-индийского товарооборота. Среди прочего, на экспорт в Индию из порта Владивосток можно будет отправлять уголь, нефть, сжиженный газ и сельскохозяйственные удобрения. Профессор кафедры востоковедения МГИМО Сергей Лунев рассказывал, что именно благодаря резкому росту экспорта в Индию этих сырьевых товаров объёмы российско-индийской торговли показали выдающуюся положительную динамику. Если в 2021 году товарооборот составил около $11 млрд, то в 2022-м он вырос до $35 млрд, а только с января по май 2023 года уже превысил $27 млрд.

Впрочем, в двусторонних экономических отношениях остаётся немало проблем, и недостаточная развитость логистики – лишь одна из них. Другая сложность заключается в чрезмерном дисбалансе торговли. За восемь месяцев товарооборот между Россией и Индией вырос до 43,8 миллиарда долларов. Тем не менее проблема торгового дефицита сохраняется: за восемь месяцев он увеличился в 2,5 раза — до 38,6 миллиарда долларов. Доктор экономических наук Игорь Липсиц предупреждал, что преодолеть проблему дисбаланса будет очень непросто. Дело в том, что в самой Индии производится не так много товаров, которые заинтересовали бы российскую сторону, а просто вывести и обменять на другую валюту рупии, которыми индийцы расплачиваются за энергоресурсы, невозможно. Рупия относится к ограниченно конвертируемым валютам. Крупные суммы можно обменивать лишь по специальному разрешению финансовых властей страны. На проблему обращал внимание и министр иностранных дел РФ Сергей Лавров. Он рассказывал, что в Индии зависли миллиарды рупий, полученных российскими экспортёрами, и обе стороны ищут механизмы для решения данной проблемы.

В будущем можно надеяться, что развитие транспортных коммуникаций позволит смягчить и этот торговый дисбаланс, поскольку коридор Ченнаи – Владивосток предназначен в том числе для перевозки широкой номенклатуры грузов в морских контейнерах, а не только сырьевых товаров. В частности, по этому маршруту в РФ можно будет доставлять фармацевтическую продукцию, стройматериалы, продукты питания и другие товары, которые может предложить Индия. Удешевление логистики сделает их более конкурентоспособными на российском рынке.

Помимо восточного морского коридора РФ и Индия прикладывают усилия для реализации другого ключевого транспортного проекта – коридора «Север-Юг». Этот маршрут, предусматривающий перевозки водным, железнодорожным и автомобильным транспортом, в перспективе должен позволить доставлять товары из Южной Азии и Персидского залива в Европу вдвое дешевле, чем через Суэцкий канал. Правда, пока транспортировать что-либо через Россию в Евросоюз крайне проблематично из-за санкций, но для двусторонней российско-индийской торговли этот проект очень значим. В Минэкономразвития России сообщали, что инвестиции в модернизацию МТК «Север-Юг» составляют $38 млрд, которые направлены на реализацию более 100 локальных проектов по расширению транспортной инфраструктуры. К 2030 году грузопоток должен вырасти с нынешних 19,5 млн тонн до более чем 31 млн тонн. Таким образом, проблема «узких мест» в логистике должна быть постепенно решена.

Ещё одним сдерживающим фактором является боязнь индийских компаний попасть под вторичные западные санкции за продажу России каких-либо запрещённых товаров. Руководитель группы Южной Азии и региона Индийского океана ИМЭМО РАН Алексей Куприянов отмечает, что из-за этих опасений вряд ли стоит ожидать, что в открытой легальной статистике в ближайшее время перестанет отражаться большой дисбаланс российско-индийской торговли. Однако это не значит, что индийская продукция не будет активнее поставляться в РФ через третьи страны. По словам эксперта, тенденция к росту взаимной торговли между Россией и Индией имеет неплохие шансы из ситуативной превратиться в долгосрочную. По всей видимости, развитие транспортных путей должно помочь сделать этот процесс более упорядоченным и взаимовыгодным. И даже тогда, когда основные санкции, вынудившие Россию перенаправлять на восток поставки углеводородов, перестанут действовать, наработанная за эти годы база торгово-экономического сотрудничества позволит Москве и Нью-Дели сохранить крепкие связи.

Теги: Россия | Индия | торговля |

Социальные сети