Сетевое издание

Я ищу ...

Российские АЗС могут снова переписать цены осенью

Российские АЗС могут снова переписать цены осенью
Фото: Нос

26 Августа 2023 21:03:08

5753

Цены на бензин и дизельное топливо продолжают вызывать беспокойство у бизнеса, автовладельцев и российского правительства

Оптовые цены на топливо на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже с начала августа неоднократно обновляли максимумы. При этом, как отмечают участники топливного рынка, владельцы АЗС не могут также бесконтрольно повышать отпускные цены, поскольку рискуют столкнуться с пристальным вниманием ФАС. Поэтому в некоторых регионах бензин начал просто исчезать. С дефицитом топлива столкнулись некоторые заправки в Ростовской, Астраханской, Самарской, Рязанской областях, Калмыкии и некоторых других субъектах РФ. Представители власти винят в происходящем туристов, путешествующих на личном транспорте, и аграриев, которые якобы сформировали аномальный спрос на топливо, а также ремонт на некоторых НПЗ, из-за чего производство нефтепродуктов временно снизилось.

По мнению ведущего эксперта Фонда национальной энергетической безопасности Станислава Митраховича, все эти факторы носят сезонный характер и возникают ежегодно, а значит только одно их наличие не могло привести к таким сбоям в поставках.

Однако есть ещё одно, куда более весомое изменение, которое, судя по всему, и приводит к росту оптовых, а местами и розничных цен на бензин и дизель, а также к локальному дефициту в некоторых регионах. Речь идёт о грядущем сокращении вдвое демпферных выплат из бюджета нефтяным компаниям. По действующим правилам, если внутренние цены оказываются ниже экспортных, правительство компенсирует эту разницу, чтобы стимулировать нефтяников продавать продукцию внутри России и тем самым держать цены под контролем. Однако в правительстве сочли, что западные санкции против российского сырьевого экспорта сделали этот механизм не таким актуальным, поэтому можно сэкономить бюджетные средства. И с сентября демпферные выплаты планируется сократить. Рынок ожидаемо ответил на этот шаг ростом оптовых цен. Митрахович отметил, что ситуацию можно было бы исправить, отменив урезание компенсаций, однако кабмин вряд ли пойдёт на такой шаг, поскольку эта мера уже заложена в финансовые планы на ближайшие месяцы.

Грузоперевозчики, которые сильнее многих страдают от повышения цен на дизтопливо, уже предложили правительству административно ограничить цены на уровне 60 рублей за литр дизеля. Но таких радикальных мер вряд ли стоит ожидать, ведь директивное регулирование цен также чревато очень серьёзными последствиями.

Президент Независимого топливного союза Павел Баженов пояснил, что при административной фиксации стоимости топлива часть заправок просто закроется, поскольку не сможет работать себе в убыток, и проблема обеспечения топливом лишь обострится. К слову, в Минэнерго с такой точкой зрения согласились.

Пока же правительство намеревается принять другие, более мягкие меры, чтобы остановить рост внутренних цен на топливо. Министр энергетики РФ Николай Шульгинов рассказал, что большее внимание будет уделяться борьбе с серым экспортом топлива. Для этого рассматриваются два основных варианта: введение лицензий на экспорт или формирование конкретного списка компаний, которым будет разрешено продавать нефтепродукты за рубеж. Аналитик Алексей Кокин подтвердил, что лицензирование экспорта может на время смягчить рост внутренних цен. Однако это всё равно не вполне рыночный механизм регулирования, и в долгосрочной перспективе он приведёт лишь к большей монополизации отрасли.

Помочь в сдерживании цен на топливо могла бы конъюнктура мирового рынка нефти. Как ранее отмечал директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин, высокий мировые цены на нефть и нефтепродукты провоцируют подорожание и внутри России, поскольку компаниям становится выгоднее отправлять продукцию на экспорт, а внутри страны топлива становится меньше. В настоящее время стоимость нефти демонстрирует умеренное снижение, в том числе на фоне новостей о возможном выводе на рынок новых объёмов венесуэльского сырья. Венесуэла находится под американскими санкциями, однако, по некоторым данным, США ведут переговоры о смягчении ограничений. Дешёвый бензин нужен не только россиянам, но и Белому дому, особенно в преддверии президентских выборов. О том, какие ещё факторы влияют на глобальные нефтяные цены, «Нос» узнал у эксперта.

В беседе с изданием эксперт по инвестициям, финансовый аналитик Ксения Рыбалко отметила, что помимо вышеперечисленного на стоимость нефти повлияла опубликованная Китаем экономическая статистика.

«Поднебесная, которая входит в число самых крупных потребителей нефти, продемонстрировала стагнацию в экономике. Китай реактивно начал год, но затем темпы роста промышленного производства замедлились, не оправдав ожиданий. Это был первый провал нефти в середине текущего месяца, — отметила Ксения Рыбалко, добавив, что наблюдаемые скачки не являются критическими, — Что касается спроса, то здесь многое будет зависеть от экономики США, где после повышения ключевой ставки промышленность встала. Когда в экономический оборот попадает меньше денег, биржа всегда реагирует простоем, инвесторы не спешат покупать фьючерсы, а потому нефть дешевеет. Но в качестве ключевого фактора, от которого будет зависеть стоимость нефти, стоит отметить решение ОПЕК+ по сокращению её добычи в октябре».

Впрочем, пока цена нефти марки Brent остаётся выше 80 долларов за баррель, что вряд ли отбивает охоту у российских нефтяников продавать топливо за рубеж. А значит и неопределённость с внутрироссийской стоимостью топлива сохраняется. Ведь пока неизвестно, насколько эффективно будут работать «мягкие» меры правительства по стимулированию продажи нефтепродуктов на внутреннем рынке. А урезание демпферных выплат никто не отменял. Депутат Госдумы от КПРФ, зампред комитета по экономической политике Николай Арефьев предложил отменить для нефтяников НДПИ и транспортный налог, что могло бы привести к стремительному снижению розничных цен на топливо. Однако ждать скорого принятия такого решения вряд ли возможно, особенно на фоне значительного дефицита бюджета. Так что в сентябре заправки, судя по всему, может ждать очередной этап переписывания ценников в большую сторону.

Теги: цены | топливо | бензин | АЗС |

Социальные сети