Юрист: «Если не работают онлайн-сервисы, деньги за гаджет можно вернуть»
5797
В условиях санкционной политики у россиян могут перестать работать мобильные телефоны, смарт-часы, фитнес-браслеты и любые гаджеты, если производитель не станет поддерживать программное обеспечение или откажется от обновлений. Из-за ограничений на операции международными платежными системами Visa и Mastercard сегодня уже отключены сервисы Apple Pay и Google Pay
Является ли неисполнение функционала устройства существенным условием, при котором можно вернуть деньги за девайс?
Купленные гаджеты могут полностью выполнять свои функции только в период поддержки производителем программного обеспечения и онлайн-сервисов. После их отключения устройства становятся частично не пригодны для использования в соответствии с целями, для которых приобретались, например, для оплаты покупок в магазинах, интернете и приложениях.
По закону изготовитель обязан обеспечить возможность использования товара в течение его срока службы. Для этой цели компания-производитель обеспечивает ремонт и техническое обслуживание товара; выпуск и поставку в ремонтные организации запасных частей в течение срока производства товара и после снятия его с производства в течение срока службы товара, а при отсутствии такого срока – в течение десяти лет со дня передачи товара потребителю.
Если недостаток появился в течение гарантийного срока, то продавцу, изготовителю или импортеру может быть предъявлено требование о возврате денежных средств. Но бывает, что гарантийный срок прошел, а требования по ремонту все равно могут быть заявлены, если недостаток – существенный. Если требования не рассмотрены или не удовлетворены, то за некачественный товар можно требовать возврат денежных средств.
В нынешних условиях восстановить работу сервисов Apple Pay и Google Pay не представляется возможным, поэтому прекращение их работы даже по истечению гарантийного срока, но в пределах срока службы товара, приведшее к невозможности дальнейшего использования устройства по назначению, может быть признано существенным недостатком, при котором потребитель вправе вернуть товар и потребовать возврата уплаченной за него суммы.
По словам юриста Инессы Кузнецовой, потребитель вправе рассчитывать на то, что товар будет использоваться для тех целей, для которых приобретался, на протяжении всего срока службы.
«Должно работать и программное обеспечение, которое поддерживает его работу, и онлайн-сервисы, заявленные производителем. Но сегодня с помощью программ Apple Pay и Google Pay владельцам гаджетов нельзя оплачивать покупки по системе мобильных платежей и электронных кошельков. Люди не могут пользоваться товаром по назначению по вине изготовителя, так как он перешел на новый порядок работы в условиях санкций. Таким образом, изготовитель не обеспечил использование товара в течение срока службы, как предписано в Законе Российской Федерации о защите прав потребителей, а наоборот, сделал невозможной его эксплуатацию, отказался от предоставления услуг по работе сервисов. Соответственно, недостаток является неустранимым и нерабочие онлайн-сервисы делают девайс бесполезным для целей оплаты покупок товаров и услуг.
Верховный Суд России в прошлом году выразил свою позицию по вопросам защиты прав потребителей при неработающем программном обеспечении и в связи с прекращением поддержки обновлений, в результате чего старые смартфоны перестают полноценно работать. Позиция суда однозначна: утрата возможности использовать товар в связи с прекращением обеспечения его работоспособности изготовителем в течение срока службы (а при отсутствии такого срока – в течение десяти лет со дня передачи товара потребителю) по аналогии должна признаваться недостатком товара. Таким образом потребитель вправе предъявить изготовителю (уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) требование о безвозмездном устранении таких недостатков.
Если недостаток товара является неустранимым, по своему выбору потребитель может предъявить иные предусмотренные п. 3 ст. 18 Закона Российской Федерации о защите прав потребителей требования или возвратить товар изготовителю (импортеру) и потребовать возврата уплаченной за товар суммы», — рассказала юрист.