В европейской части России не готовы мириться с сокращением электротранспорта: «Рельсы выдраны, техника продана, никто за это не наказан»
1712
Жители российских городов, возмущенные сокращением электрического транспорта, просят силовиков, если не вернуть его, то хотя бы наказать виновных. Соответствующие уголовные дела расследуются в Оренбургской, Тамбовской, Астраханской и Волгоградской областях
Пару лет назад Москва заменила троллейбусы более новым видом общественного транспорта — электробусами. Много было споров, реформу называли «жиробесием», однако со временем к отсутствию проводов над проезжей частью привыкли. Электробусы, кажется, удачно вписались в столичный ландшафт. «Московская газета» разбиралась в истоках этой транспортной революции.
В регионах московская борьба с «рогатыми» не прошла незамеченной. Однако такая транспортная мода привела к другому — протестам и возбуждению уголовных дел.
Тренд на «отмену» троллейбусов докатился, к примеру, до Тамбова, где настрой, как формулировало издание «Гражданские силы.ру», укладывался в политику транспортного «скукоживания»: со времен прежнего губернатора Александра Никитина самолеты из Тамбова летали все реже, отменяли поезда, а троллейбусы, когда-то работавшие в областном центре, появлялись на улицах все меньше. Дошло до того, что в июле 2021 года в Тамбове ежедневно на три городских маршрута выходило только восемь рогатых машин. Большинство из которых было изношено на 85%, а контактная сеть — на 70%. Ежегодные затраты на обслуживание электротранспорта превышали 100 млн руб., для развития парка необходима была массовая закупка троллейбусов, однако городской бюджет этого себе позволить не мог. Вместо троллейбусов власти приобрели не электробусы, как в столице, а 63 автобуса на газомоторном топливе.
Хотя в начале 2022 года глава администрации Тамбовской области Максим Егоров обещал закупку первых пяти электробусов. Вскоре, как сообщала местная «КП», провели опрос горожан на предмет отношения к новому виду транспорта. СМИ вспомнили, что в 2018 году город уже испытывал электробус (или автобус с быстрой подзарядкой), опыт был признан неудачным.
Власти тем временем начали демонтаж троллейбусных сетей. На этом фоне в января 2023 года в соцсетях, в YouTube канале «Троллейбусы Тамбова», как передавал ТАСС, появилось обращение жителей Тамбова к председателю Следственного комитета России Александру Бастрыкину с просьбой возбудить уголовное дело в отношении чиновников городской администрации из-за планов «полностью разрушить троллейбусное движение», заявив, что «действия чиновников по закрытию троллейбусных линий и навязывание автобуса — это преступление против нашего города, разрушение инфраструктуры». И дело возбудили.
Депутат тамбовской гордумы Артем Александров тогда в своем аккаунте в соцсети «ВК» поддержал общественников: «Уничтожение электротранспорта в городе произошло не сегодня, и за это несут ответственность чиновники администрации. Это была целенаправленная политика в течение многих лет, когда выгодные троллейбусные маршруты передавали коммерческому транспорту — автобусам. Троллейбусы ходили по тем маршрутам, где пассажиропоток был незначительный, росли убытки, и не вкладывание в развитие инфраструктуры денежных средств привело к той ситуации, в которой мы оказались сейчас».
И вот спустя почти год, 11 декабря, в группе «ВК» Информационного центра СКР появилось сообщение о том, что председатель ведомства поручил руководителю СУ СК России по Тамбовской области Александру Полшакову доложить о результатах расследования уголовного дела в связи с обращением о разрушении троллейбусной инфраструктуры в городе Тамбове.
Силовики ссылаются на комментарий в социальной сети, адресованный Бастрыкину, в котором автор выражает «несогласие с ходом установления обстоятельств разрушения троллейбусной инфраструктуры в Тамбове. Сообщается, что в областном центре продолжают уменьшать количество троллейбусов, которые заменяют автобусами».
Сотрудник Следственного управления СК России по Тамбовской области в комментариях к сообщению проинформировал, что расследование «уголовного дела о халатности, возбужденного по факту демонтажа троллейбусных линий на территории города Тамбова и списании троллейбусов продолжается, проведены электротехническая и инженерно-техническая экспертизы, по результатам которых будет сделан вывод о степени износа контактных сетей, тяговых подстанций троллейбусов».
«Нос» писал, что во многих областных центрах Черноземья транспортная реформа идет болезненно. И проблема не только в электрическом транспорте... Судя по обсуждению в аккаунте Информационного центра СКР, проблема сокращения троллейбусного парка беспокоит горожан во многих городах европейской части России, и следователи возбуждают уголовные дела. К примеру, в Нижнем Новгороде из-за «разрушения троллейбусной инфраструктуры в одном из районов Нижнего Новгорода» в региональном Следственном управлении были возбуждены два уголовных дела (Бастрыкин даже поставил на контроль эту ситуацию).
Как выразились следователи, пересказывая обращения, «данный вид экологически чистого транспорта намеренно доводится до изношенного состояния с целью его дальнейшей ликвидации и замены на автобусы, использование которых причиняет вред здоровью граждан и окружающей среде». Уголовные дела возбуждали, по словам сотрудника нижегородского СКР, в частности, в отношении должностных лиц администрации Нижнего Новгорода и министерства транспорта Нижегородской области «по факту ненадлежащего исполнения должностных обязанностей при организации троллейбусного движения на территории города по признакам преступления предусмотренного ч. 1 ст. 293 УК РФ, по факту злоупотребления должностными полномочиями при организации троллейбусного движения, предусмотренного ст. 285 УК РФ». Однако сотрудники прокуратуры Нижегородской области каждый раз отменяли постановления о возбуждении дел.
Жители Орла, как выяснилось, также неоднократно обращались к Александру Бастрыкину с заявлениями о «разрушении трамвайной и троллейбусной инфраструктуры» в городе. По этим фактам Следственным управлением также расследуется уголовное дело, расследование не завершено, сообщил сотрудник орловского СКР.
Жительница Твери в обращении к СКР в комментариях утверждает, что там «уничтожили и троллейбусное движение и трамвайное (...) Рельсы выдраны, контактные сети сняты, техника продана и уничтожена, никто за это не наказан. Внедрили отвратительную и унизительную для горожан «транспортную реформу», которую никто не просил и с которой многие не согласны. В «час-пик» в транспорт не влезть, а интервал и по полчаса, и по 1,5-2, а морозы у нас зимой под -30 не редкость (...) Мы хотим обратно трамваи и троллейбусы, хотим упорядочивания дорожного движения».
Сотрудник тверского СКР в ответ дал понять, что ситуация напоминает нижегородскую: Следственное управление ведомства возбуждает дела, а прокуратура отменяет.
Резюмируя, Информационный центр СКР уточнил, что уголовные дела по факту «разрушения троллейбусной инфраструктуры» сейчас находятся в производстве следственных органов Оренбургской, Тамбовской, Астраханской и Волгоградской областей.