Сетевое издание

Я ищу ...

Трамвайно-троллейбусная реформа или околесица? Города Черноземья по-разному решают проблемы общественного транспорта

Трамвайно-троллейбусная реформа или околесица? Города Черноземья по-разному решают проблемы общественного транспорта
Фото: Нос

3 Октября 2023 14:22:49

3131

Областные столицы Черноземья по-разному решают проблемы общественного транспорта — многолетняя реформа отрасли должна этому помочь

Последняя новость по этому вопросу применительно к Тамбову — мэрии не удается приобрести автобусы. Чиновники намеревались приобрести «подвижной состав пассажирского транспорта общего пользования» почти на 174 млн руб. в середине сентября, но, как следует из материалов на портале «Госзакупки», по окончании срока подачи заявок на участие в аукционе не было подано ни одного предложения. Спустя неделю после подведения итогов мэрия составила документы о новой аналогичной закупке на ту же сумму.

По данным «Ъ», власти хотят за эти средства получить 12 автобусов на газовом двигателе большой и средней вместимости. В крупном автобусе должно быть не менее 28 мест для сидения, а всего должно вмещаться не менее 114 человек, в среднем — не менее 26 и 52.

Тамбову не везет с масштабными приобретениями общественного транспорта. Так, в 2008 году, как писали СМИ, в городе было объявлено о возрождении электрического транспорта и благодаря участию в федеральной программе, согласно которой муниципалитет финансировал лишь 30% стоимости единиц транспорта (остальную сумму вносил федеральный бюджет), для Тамбова закупили 14 троллейбусов вологодского завода марки «Авангард». Однако вскоре стало не до возрождения электротранспорта — эксплуатация машин приводила к пожарам. Из-за спорной конструкции троллейбусы сгорали так, что восстановлению уже не подлежали. Было два таких инцидента. Первый — в январе 2011 года. Второй — в 2013 году. Была озвучена версия происшедшего — замыкание электропроводки, которая в троллейбусе этой модели особенная. Провода в «Авангарде» проложены по верхней части кабины машины. После этих инцидентов властям пришлось отказаться от дальнейшей эксплуатации таких троллейбусов.

Почти три года назад Максим Косенков, который тогда работал в качестве временно исполняющего полномочия главы областного центра, в ходе публичных слушаний по бюджету сетовал, что на некоторых автобусных и троллейбусных маршрутах значительно снизился пассажиропоток, и услуги не окупаются. А город тем временем несет убытки, оказывая поддержку перевозчику и обеспечивая выход на линии. Косенков тогда обещал оценить перспективы существования троллейбусов и их возможное обновление.

Однако вместо обновления от этого вида транспорта начали избавляться. Два года назад, в 2021 году, в Тамбове, по данным «Ъ», ежедневно на три городских маршрута выходило всего восемь троллейбусов, большинство которых были изношены на 85%, а контактная сеть — на 70%. Ежегодные затраты на обслуживание электротранспорта превышали 100 млн руб., для развития парка необходима была массовая закупка троллейбусов, которую муниципалитет себе позволить не мог. В итоге зимой 2022-2023 гг. в Тамбове начался демонтаж троллейбусных сетей. Однако 8 января ситуация неожиданно приобрела юридический аспект — в соцсетях, как писало издание «Гражданские силы.ру», было размещено обращение жителей Тамбова к председателю СКР Александру Бастрыкину с просьбой возбудить уголовное дело в отношении чиновников городской администрации из-за планов «полностью разрушить троллейбусное движение». И он, как отмечали СМИ, поручил заняться ситуацией — на следующий день было возбуждено уголовное дело о халатности.

В соседнем Липецке, по данным СМИ, также пришлось отказаться от троллейбусов, и это решение стало непопулярным среди горожан, хотя в итоге было признано неизбежным: катастрофический износ этого сегмента электротранспорта сделал его эксплуатацию опасной. С трамвайной инфраструктурой тоже все сложно — показатель износа путей достигает 70 процентов, а возраст самих вагонов составляет примерно 30 лет — тем не менее, отказываться от этого вида транспорта здесь не стали. И Липецк в 2022 году вошел в пилотный федеральный проект комплексного развития городского электротранспорта, после чего, как сообщал «Ъ», с компанией «Мовиста-регионы» было заключено концессионное соглашение по развитию трамвая на 20 лет.

В другом черноземном областном центре — Курске, как отмечает «Российская газета», после «длительных и эмоциональных дискуссий смогли сохранить общественный транспорт во всем его многообразии: трамвай, троллейбус и автобус». Проблемы, конечно, есть, но не катастрофичные. Так, в приобретенных автобусах в начале текущего года пассажирам не объявляли остановки. Хотя, что любопытно, объявления специально для этого записал заслуженный артист РФ, курянин Владимир Винокур.

Тем временем в столице Черноземья, в Воронеже, где, как пишет abireg.ru, пять лет продолжается реформа общественного транспорта, мнения частных перевозчиков и муниципалов по поводу положения дел разделились полярно. Гендиректор муниципальной компании «Воронежпассажиртранс» Михаил Шацких заявил, что в 2022 году «с обновлением автобусного парка увеличилось количество обслуживаемых маршрутов, что благоприятно отразилось на транспортном обеспечении воронежцев. За два года – 2021-й и 2022-й – предприятие получило 183 автобуса большой вместимости». Благодаря этому муниципалы увеличили количество обслуживаемых маршрутов почти вдвое. И вообще «мы оперативно разрешали все возникающие трудности», — отметил управленец.

А коммерческие перевозчики, наоборот, говорят о проблемах.

«На отрасль общественного транспорта сильно повлияли санкции. Мы почувствовали дефицит запчастей для ремонта машин, резко выросли цены на расходные материалы (...) Нам удалось обновить часть автопарка, но, к огромному сожалению, не новыми автобусами. В таких условиях сложно говорить о развитии. У большинства перевозчиков нет возможности обновить транспортные средства», – отметила гендиректор воронежской компании «АТП-1» Юлия Телепняк.

Брянск на днях печально прославился другой проблемой — город вошел в топ-10 российских городов, в которых сложнее всего найти водителей общественного транспорта. Как отмечает «РГ», на одну вакансию здесь только 1,7 резюме, а по норме должно быть 4.

Дефицит водителей — сама горячая проблема отрасли во многих регионах. Как делают вывод СМИ со ссылкой на экспертов, перелома в решении проблемы в ближайшее время не предвидится. И регионам придется и дальше проявлять изобретательность, чтобы снизить остроту дефицита кадров: повышать зарплаты, стремиться обеспечивать людей социальным пакетом и даже заманивать сельчан на зиму на работу в город. А иначе, если не делать ничего, так и ездить скоро будет некому — без водителя ни один вид транспорта с места не тронется.

Теги: общественный транспорт | Тамбов | Черноземье |

Социальные сети