Сетевое издание

Я ищу ...

Китай столкнулся с трудностями в Латинской Америке: в чем причины

Китай столкнулся с трудностями в Латинской Америке: в чем причины
Фото: Нос

30 Апреля 2024 16:27:13

775

Перу пытается избежать конфликта с Китаем из-за нового мегапорта. Почему стремление КНР расширить свое влияние в Латинской Америке встречается с целым рядом препятствий?

Конфликт из-за порта Чанкай

Правительство Перу хочет избежать разбирательства в международном арбитражном суде, который может быть инициирован китайской компанией Cosco Shipping. Основной причиной конфликта стал вопрос об эксклюзивном праве фирмы на использование мегапорта.

Китай видит морской терминал в качестве экономического плацдарма, который должен укрепить его позиции в регионе, где традиционно доминировали Соединенные Штаты. Ожидается, что он значительно сократит время доставки товаров из Южной Америки в Азию. Первый этап строительства проекта обойдётся в 1,3 миллиарда долларов.

Но порт, как оказалось, стал перуанским лишь частично. В марте администрация порта заявила, что «ошибка, допущенная чиновниками» предоставила Cosco Shipping исключительные права на использование терминала Чанкай и попросила судью аннулировать это решение.

Cosco направила письмо в министерство экономики Перу с предложением начать шестимесячный переговорный процесс, чтобы найти мирное решение без необходимости обращения к международному арбитражу.

Министр экономики Хосе Ариста заявил в интервью местной радиостанции RPP, что получил письмо, но еще не ответил. Он «уверен», что Перу и Cosco не придется судиться.

«Мы достигнем соглашения раньше», — сказал он.

«Мы думаем, что предложение о пересмотре эксклюзивного права на использование порта скоро будет вынесено на второе голосование в Конгрессе, что должно способствовать решению проблемы», — заявил Ариста.

Законодатели в перуанском парламенте уже одобрили его в ходе первого голосования в начале апреля, но впереди должно пройти второе.

В этом месяце Cosco Shipping подтвердила, что она продолжит вкладывать средства в строительство терминала и что она все еще рассчитывает открыть его первую часть в ноябре 2024 года, приурочив это к началу саммита лидеров Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС).

Проблемный порт

Это не единственный скандал, который разразился в связи со строительством порта. Жители Чанкая выражают обеспокоенность экономическими и экологическими последствиями реализации проекта, боясь, что традиционный уклад жизни рыбацкого городка может исчезнуть из-за усиливающейся конкуренции и прихода грузовых судов.

Критика была высказана и в Вашингтоне. Строительство порта вызвало спорную реакцию в США. Основная причина беспокойства американских властей связана с тем, что инвестиции Китая в экономику Перу могут иметь последствия для национальной безопасности США, учитывая амбиции китайского лидера превратить свою страну в «морскую сверхдержаву».

Тем не менее заместитель генерального директора Cosco Shipping Ports в Чанкае Гонсало Риос подчеркнул, что порт не предназначен для использования китайскими военно-морскими кораблями и строго соответствует перуанским законам о перемещении иностранных войск.

Сложности сотрудничества

Китай через строительство порта, который входит в международную программу «Один пояс — один путь», демонстрирует свои инвестиционные и торговые амбиции, а также стремление укрепить своё присутствие в Латинской Америке, в которой исторически доминировали США.

Однако, как показывает практика, сотрудничество с южноамериканскими державами осложнено рядом факторов. Во-первых, это внешнеполитическое давление со стороны Вашингтона. Так, например, мексиканское правительство не спешит расширять свое сотрудничество с КНР, считая Белый дом более перспективным и выгодным экономическим партнером.

Во-вторых, большим препятствием является коррупция. Хотя изначально китайские инвесторы были расточительны и готовы вкладываться в самые разные проекты по всему миру, негативный опыт научил их с большим вниманием подходить к этому вопросу. Так, например, огромные суммы денег, выплаченные венесуэльским компаниям в качестве китайских инвестиций, попросту пропали, а потому теперь Пекин крайне тщательно взвешивает все «за» и «против» какого-либо проекта не только в Каракасе, но и по всей Латинской Америке.

Хотя нельзя сказать, что КНР отказалась от идеи покорения Южной Америки, она явно будет делать это осторожнее, что замедлит процесс.

Автор: Александр Щелоков

Теги: Китай | Перу | Латинская Америка |

Социальные сети