Китай расширяет своё влияние в Латинской Америке
1930
В перуанском городе Чанкая ведётся строительство порта, который станет одним из крупнейших в Южной Америке. Жизнь в этом многовековом рыбацком городке на тихоокеанском побережье Перу вот-вот изменится. Как Китай расширяет своё геополитическое влияние в Латинской Америке — разбирался «Нос»
Глубоководный порт для контейнерных судов строится в Чанкае, примерно в 45 милях к северу от Лимы. Проект финансируется в основном Китаем, торговым партнером Перу. Порт сможет принимать крупнейшие типы грузовых судов и станет экономическим плацдармом для Китая в Латинской Америке, регионе, в котором исторически доминировали Соединенные Штаты. Однако влияние Пекина растёт всё сильнее.
Строители нового порта, а также правительственные чиновники Китая и Перу заявляют, что он заведёт мотор местной и региональной экономики и будет способствовать изменению международных морских маршрутов. Но жители Чанкая, население которого составляет около 60 000 человек, говорят, что они обеспокоены экономическими и экологическими последствиями проекта стоимостью 3,6 миллиарда долларов.
Порт находится в 4500 милях от Сан-Франциско, где президент Джо Байден и президент Китая Си Цзиньпин встретились на полях конференции Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), но геополитически территория Перу находится под влиянием Соединённых Штатов. Для Вашингтона Латинская Америка стала «задним двором» ещё со времён «Доктрины Монро».
Как сообщается, официальные лица в Вашингтоне выразили обеспокоенность тем, что китайские инвестиции в перуанскую экономику могут иметь последствия для национальной безопасности США, учитывая амбиции Си Цзиньпина превратить Китай в «морскую сверхдержаву». Однако строители порта утверждают, что он предназначен только для коммерческого использования.
Перуанский общественный деятель Мириам Арсе, чей отец был рыбаком, обеспокоена другим: рыболовные лодки и традиционный уклад деревни могут исчезнуть, уступив место грузовым судам на фоне усиливающейся конкуренции между США и Китаем.
Короткий путь в Азию
60% строящегося порта Чанкай принадлежит китайской государственной компании Cosco, одной из крупнейших в мире судоходных компаний, а 40% принадлежит перуанской горнодобывающей компании Volcan.
Что касается темпов строительства, то на сегодняшний день экскаваторы и грузовики выровняли ландшафт, также ведётся строительство причалов для грузовых судов. Несколько сотен рабочих, прибывших из Китая (технические специалисты, операторы оборудования и инженеры) работают бок о бок с перуанцами. Общая численность строителей, по данным Cosco, составляет около 2200 человек.
Компания надеется, что первая фаза строительства нового порта, которая является частью созданной Китаем международной инфраструктурной программы «Один пояс — один путь», будет завершена к моменту визита китайского лидера в Перу на следующую конференцию АТЭС в конце 2024 года.
«Я думаю, что порт изменит жизнь многих людей в Перу, будет способствовать развитию и увеличению торговли», — сказал адмирал в отставке Гонсало Риос Поластри, заместитель генерального директора Cosco Shipping Ports в Чанкае.
Министр торговли Перу Хуан Карлос Мэтьюз считает, что порт значительно сократит время доставки из Южной Америки в Азию, что сделает Перу конкурентоспособным государством в регионе и сократит расходы для экспортеров в Латинской Америке.
«Новый порт — это прекрасная инфраструктура, которая может быть использована не только перуанскими компаниями, но и предпринимателями в Чили, Колумбии, Бразилии и других странах региона, ведущих бизнес в Азии», — сказал он в Лондоне на прошлой неделе.
Посол Китая в Перу Сун Ян говорит, что Чанкай может стать перуанской версией Шанхая, крупнейшего портового города в мире.
Отвечая на обеспокоенность США по поводу безопасности, министр торговли Перу Мэтьюз заявил, что Перу открыто для инвестиций всех стран.
«Мы не женаты на Китае, но развиваем с ним отношения», — сказал он.
Гонсало Риос, который до своей нынешней должности занимал пост командующего ВМС Перу, также успокоил Белый Дом, отметив в том числе то, что порт Чанкай не может быть использован китайскими военно-морскими кораблями.
«В Перу действуют очень строгие законы относительно возможности передвижения иностранных войск по территории государства. Ни один солдат не пройдёт, что уж говорить о военном флоте», — сказал он, добавив, что в контракте с Cosco нет положений, исключающих использование порта в военных целях, поскольку порт предназначен не для этого.
Китай продолжает использовать собственную экономическую мощь в виде инвестиций в другие страны. Строительство порта в Перу — не единственный шаг, предпринятый Пекином в Латинской Америке. Например, Венесуэла также тесно связана с китайским капиталом.