Сетевое издание

Я ищу ...

Насколько цены на бензин в России являются рыночными

Насколько цены на бензин в России являются рыночными
Фото: Нос

10 Июля 2023 19:02:24

1162

Внутренние цены на топливо в РФ не определяются классическими рыночными механизмами. В связи с этим Федеральная антимонопольная служба (ФАС) должна следить, чтобы компании не злоупотребляли своим доминирующим положением на этом рынке, считают эксперты

Сегодня стало известно, что ФАС в ответ на запрос депутата ГД Антона Ткачева о завышении цен на АЗС ПАО «Роснефть» в Липецкой области ответила, что цены на нефтепродукты в России формируются на рыночной основе и не имеют государственного регулирования.

«Я бы не сказал, что в России есть классический рынок нефтепродуктов, и что государство никак не вмешивается в ценообразование на этом рынке. Функцией ФАС в данном случае является проверка обоснованности цен на топливо и их повышения. Иными словами, ФАС может считать цену рыночной независимо от ее размера, если она образовалась обоснованно», — рассказал изданию «Нос» ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

По его словам, в стоимости бензина для российских потребителей примерно 80% занимают разного рода налоги, остальное приходится на себестоимость и маржинальный доход. Именно обоснованность маржи и должна быть предметом проверки Федеральной антимонопольной службы.

«При этом нельзя сказать, что государство никак не влияет на стоимость топлива. Оно может влиять на конечные цены на бензин путем снижения или увеличения налогов. К слову, осенью возможно вдвое будут уменьшены выплаты по топливному демпферу, что обязательно приведет к удорожанию топлива», — пояснил Юшков.

По его словам, топливный демпфер существует для выравнивания цен на топливо внутри России при изменении мировых цен на нефтепродукты. Иными словами, если экспортные цены становятся выше внутрироссийских, государство выплачивает производителям компенсацию из бюджета, а если наоборот, то отечественные компании должны вносить средства в бюджет.

Кандидат экономических наук Константин Селянин пояснил, почему российских рынок топлива не имеет ничего общего с классическим рынком.

«В нефтяной отрасли несколько компаний владеют 80% добычи, переработки и сбыта нефтепродуктов. В классическом смысле под рыночной экономикой понимается экономика, где есть два условия: частная собственность на средства производства и свободная конкуренция. Если хотя бы одного условия нет, это уже не рыночная экономика и цены на таком рынке тоже нельзя назвать рыночными. Если говорить о российском рынке нефтепродуктов, то это пример классической олигополии, то есть власти немногих. Поэтому я бы не стал говорить о том, что цены на бензин в России являются рыночными. В задачи ФАС входит разрушение подобного рода монополистических ситуаций путем введения жестких штрафов, которые будут вынуждать компании продавать свои доли, что способствует увеличению конкуренции», — рассказал экономист.

При этом Константин Селянин отметил, что единственной целью компаний, занимающих доминирующее положение на каком-либо рынке, является максимальное извлечение прибыли с использованием своего положения.

«Дороговизна топлива в РФ обусловлена неуемными аппетитами нефтяников и их мощным лобби, а недавнее подорожание бензина – это компенсация нефтяных компаний за утраченные доходы от экспорта, которую теперь они хотят получить с граждан. При этом, отмечу, что стоимость бензина и дизельного топлива – это очень чувствительный фактор, поскольку повышение цен на топливо влечет подорожание вообще абсолютно всех товаров», — заключил экономист.

Ранее «Московская газета» писала, почему в России устойчиво дорожает бензин.

Теги: Россия | цены | бензин |

Социальные сети