Цены на бензин растут из-за аппетитов продавцов

90
Без вмешательства ФАС интервенционный фонд рынку не поможет — такое мнение изданию «Нос» высказал кандидат экономических наук Михаил Беляев, оценивший предложение создать государственный интервенционный фонд на рынке топлива
Соответствующая инициатива появилась на фоне текущего топливного кризиса в России.
Предполагается, что фонд станет закупать топливо у производителей по минимальной гарантированной цене при избытке товара на рынке и падении его стоимости. При дефиците и росте цен энергоресурс будет поступать в продажу, снимая возникшую напряженность. Утверждается, что по такой же схеме в России успешно работает с 2001 года зерновой фонд, а сама практика интервенционных фондов широко распространена в различных странах мира, включая США, Канаду, Китай и Аргентину.
«Конечно, можно приводить в сравнение и зерновой рынок, но это будет не совсем корректно. Все-таки есть очень большое отличие. У производства зерна несколько другие объемы, чем у нефтепродуктов, а вариации между избытком и недостачей значительно уже. К тому же рынок зерна легче регулировать, что государство и делает посредством дотаций сельскохозяйственным производителям. В сегменте топлива такого нет.
Но предлагается то же самое — с помощью государственного интервенционного фонда регулировать рынок бензина, что исходит из доктрины об уравновешивании спроса и предложения. Эта инициатива вполне может сработать, но не надо забывать, что у нас далеко не все решают спрос и предложение. В очередной раз напомню, что цены у нас растут прежде всего из-за желания продавцов получать повышенную прибыль. Пока они это делают безнаказанно. Поэтому создание подобной биржи или фонда теряет смысл. Результат будет лишь в том случае, если к решению вопроса подключится антимонопольное ведомство, которое будет заниматься контролем за аппетитами монополий, использующих любой повод для вздувания цен и смотреть, чтобы их повышение было обоснованным. У нас же продавцы иногда увеличивают цены на 50-70%, оправдываясь тем, что какая-то логистика стала дороже на 15%. В этом нет ни совести, ни логики, а лишь желание нажиться.
Есть ссылки на то, что подобные фонды уже существуют в разных странах. Но при этом забыли сказать, что наряду с ними там успешно функционируют могущественные антимонопольные ведомства. Так что идея интервенционного фонда сама по себе вполне состоятельная, но польза от него будет только при дополнении таким ключевым моментом, как результативная ФАС. Иначе это работать не будет. Допустим, государство скупало бензин и выбрасывает его на рынок, чтобы сбить цены и устранить дефицит. Кто сказал, что от этого бензин станет дешевле? Без должного надзора продавцы и дальше будут торговать по завышенным ценам», — объяснил Михаил Беляев.
