Сетевое издание

Я ищу ...

Эксперт: в истории нашей страны было три-четыре попытки пересадить управленцев на отечественные авто

Эксперт: в истории нашей страны было три-четыре попытки пересадить управленцев на отечественные авто
Фото: Роман Пименов / ТАСС

17 Июня 2022 16:03:00

3165

Власти не против пересадки из иномарок в бывшие «Жигули», но сомневаются, что экспромт от министра Антона Силуанова реален

Тема автомобильного обслуживания высокопоставленных российских управленцев, которая время от времени появляется в медийном пространстве, неожиданно актуализировалась в первый день Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ).

Предпочтения чиновников федеральных и региональных органов власти, которые, кажется, не могут жить без черных седанов, преимущественно немецкого производства, давно являются предметом риторики в тех же властных кругах. Это началось еще в 90-х с Бориса Немцова, который, перейдя тогда с поста нижегородского губернатора на должность вице-премьера, призывал пересадить чиновников на «Волги» и хотел таким образом обеспечить заказы для ГАЗа.

В прошлом году спикер Госдумы Вячеслав Володин прокомментировал идею пересадить чиновников на трамваи, когда ему указали, что в Европе руководители ездят в общественном транспорте вместе с обычными людьми.

Многоопытный парламентарий высказался так: «У нас проблема не в том, что чиновник ездит на машине, а в том, что он в машине ездит, а свои полномочия выполняет неэффективно».

Вспомнив, судя по всему, первого президента РФ Бориса Ельцина, Володин рассуждал, что, когда управленцы «пересаживались в автобусы, в троллейбусы, в трамваи, мы с вами теряли страну».

«Можно поездить и на трамвае, и на троллейбусе, и при этом ни за что не отвечать, — выразился спикер. — Но это популизм, он ведет-то к развалу (...) Пускай, он ездит на персональной машине, пускай, еще что-то у него будет, но, если он возьмет и хорошо выстроит систему работы здравоохранения, обеспечит качество образования, безопасность, наверное, ни у кого не возникнет вопросов».

Накануне глава Минфина Антон Силуанов, рассуждая о том, как можно помочь бизнесу выпускать больше собственных товаров вместо заблокированного импорта, предположил: «Мы, наверное, сейчас готовы к тому, чтобы взять на себя определенные риски реализации этих товаров (...). Государство может сказать: «Давай производи подушку безопасности в «Ладе», а мы тебе обеспечим спрос. Производи стеклоподъемники, мы тебе тоже обеспечим спрос».

Председатель комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров, который был модератором дискуссии на форуме и спровоцировал резонансную фразу, спросил, готово ли государство принимать риски по реализации этих товаров и покупать их, если они окажутся никому ненужными. «Если мы пересадим работников государственных служб на «Лады», — отреагировал Силуанов.

После этого в ряде СМИ вышли публикации о том, что Силуанов будто бы предложил пересадить чиновников на продукцию ВАЗа.

Наверное, мало кто обратил внимание на пресс-службу его ведомства, которая после этого опубликовала уточнение, утверждая, что чиновник не предлагал пересаживать своих коллег на отечественные автомобили: «Это было дано в качестве гипотетического предположения в контексте повышения спроса, не только со стороны граждан, но и со стороны государства».

 

Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков уже объявил о готовности сесть в «Ладу»: «Вы знаете, я готов как госслужащий, ко всему. И каждый госслужащий у нас готов ко всему».

Представитель «АвтоВАЗа» также заявил о готовности к этому — завод может обеспечить чиновников специальными автомобилями, которые придут на замену иномаркам, не поставляющимся в страну из-за санкций. Глава АвтоВАЗа Максим Соколов отметил, что за два года сможет пересадить 2,5 млн российских чиновников на эти машины.

Это не полная фантастика. Семь лет назад бренд Lada выпустил представительский вариант Lada Vesta – седан Signature.

Член Совета Федерации Андрей Клишас поиронизировал по поводу реплики министра: «Ждём Силуанова в Совфед на «Ладе»!

Генеральный директор госкомпании «Дом.РФ» Виталий Мутко сегодня отнесся к этому философски, напомнив, что в истории нашей страны было три-четыре попытки пересадить управленцев на отечественные автомобили. «Все (эти попытки, — прим. ред.) разбиваются о стоимость и качество. Потому что у любой организации есть лимит на обслуживание автомобилей, если все будет складываться, никто не будет спорить — пересядут и поедут».

Политолог Константин Калачев не верит в идею, считая, что об этом забудут еще до завершения форума: «Национализация элит таких жертв не выдержит. Да и сам министр с себя почему-то не начал».

В Сети появилась и крайне полемичная версия: власти-де смекнули, что новые, упрощенные модели «АвтоВАЗа» якобы придутся потребителю не по вкусу. Кризис на предприятии спровоцирует остановку линий, поэтому спрос можно обеспечить, например, принудительно пересадив на «Лады» служащих.

О том, что проблемы в автопроме есть, вчера говорили на высшем уровне.

«Партнеры российских автозаводов, несмотря на свои долгосрочные обязательства, либо приостановили поставки, либо объявили об уходе с нашего рынка. Очевидно, что этот демарш отразится на объемах выпуска продукции, причем заметно», — сказал в ходе совещания по теме автопрома президент РФ Владимир Путин. — Уже отражается. По сравнению с показателями годом ранее, в марте текущего года выпуск отечественного автопрома оказался в три раза меньше, а в апреле — в пять раз меньше».

Сам президент и несколько крупных чиновников, кстати, уже пользуются отечественными авто —лимузинами Aurus. Если идея покупки для чиновников отечественных авто устоит, можно предложить им не «Лады», а будущий «Москвич», и таким образом решить возможную проблему сбыта, вызывающего споры бренда. Такой прецедент уже был. Известен демонстративный жест в 90-х тогдашнего мэра Москвы Юрия Лужкова, который купил в свой гараж автомобиль «Князь Владимир», выпускавшийся в ту пору на еще работавшем АЗЛК.

Неизвестно, как отреагирует на дискуссию лидер эсеров Сергей Миронов, в свете недавнего ДТП в центре Москвы — черный лимузин Genesis, с находившимся депутатом, наехал на курьера-велосипедиста. Может, если бы он ехал на отечественном авто, водители которых ведут себя обычно скромнее, аварии могло и не быть?

Автор: Борис Куркин

Теги: автомобиль | чиновники | Жигули | управленцы |

Социальные сети