Машиностроители жалуются, что их потребители предпочитают открывать депозиты

201
Ситуация в российском гражданском машиностроении непростая. По ряду направлений показатели падают, что эксперты объясняют высокой ключевой ставкой Центробанка
В ходе недавнего совещания по развитию машиностроения для пищевых и перерабатывающих производств, которое провел вице-премьер Денис Мантуров, было объявлено, что российская «промышленность готова практически полностью закрывать потребности рынка на оборудование для зерновой отрасли, общепита, а также на упаковочные машины. Средний уровень локализации оборудования здесь составляет более 50%». Планируется расширять присутствие отечественных производителей и в других сегментах оборудования, говорится сайте правительства РФ. Власти отчитываются о положительной динамике: «По итогам прошлого года объём рынка продемонстрировал значительный рост и превысил 377 млрд рублей, что на треть больше показателя 2023 года. При этом объём производства совокупно по всем сегментам увеличился почти на 55% относительно 2023 года и составил 216 млрд рублей. Лидером по росту стал сектор оборудования для животноводства, где объёмы выпуска выросли более чем в 2 раза. В 2025 году отрасль продолжает показывать положительную динамику по объёмам производства, несмотря на высокую базу прошлого года».
При этом, эксперты агентства «РИА Рейтинг» рассказывают о неоднозначной ситуации в отрасли. Хотя темпы роста в машиностроении остаются выше, чем в других отраслях промышленности, по сравнению с прошлым годом этот показатель снизился почти вдвое, говорится в исследовании. Со ссылкой на данные Минэкономразвития эксперты уточняют, что в целом по машиностроительному комплексу рост производства в первом квартале составил 13%, тогда как годом ранее он составлял почти 26%:
«При этом качество роста ухудшается. Структурный дисбаланс, обозначившийся еще в прошлом году, в 2025 году увеличился. Основным импульсом роста остается повышенный спрос со стороны министерства обороны, в связи с чем производство техники, используемой в армии, продолжает расти высокими темпами».
Однако, что касается продукции гражданского назначения, то здесь в значительной части динамика производства «продолжает ухудшаться. Это обусловлено общими экономическими тенденциями и в большей мере – жесткой денежно-кредитной политикой Центробанка (ЦБ), которая привела к снижению инвестиционной активности в строительном секторе и замедлению роста потребительского спроса населения».
В ходе прошедшего в апреле специализированного форума «Машиностроение 2025» директор ассоциации «Росспецмаш» Алла Елизарова отметила, что «сейчас в машиностроении наметилась четкая негативная динамика по выпуску продукции и ее отгрузкам. Одна из ключевых причин — запредельно высокая ставка ЦБ, которая привела к значительному снижению инвестиционной активности как потребителей техники и оборудования, так и заводов». Учредитель ООО «ВБК РУС» Александр Винокуров заметил, что сейчас в России сворачивается производство комплектующих из-за серьезного падения рынка коммерческого транспорта: склады затоварены, заводы сокращают работников.
Замдиректора Ассоциации «Росспецмаш» Вячеслав Пронин заявил, что все российское машиностроение и несырьевая промышленность в целом находятся сегодня под «тремя ударами»: политика на охлаждение экономики, открытость российского рынка для импорта, в том числе и из недружественных стран, а также неуверенность в завтрашнем дне и целесообразности инвестиций».
Спрос упал, потому что заниматься, к примеру, строительством, не охота — как отмечали на форуме, при текущей высокой ключевой ставке проще хранить деньги на депозитах, а не инвестировать в модернизацию парка. Эксперты сошлись во мнении, что при такой тактике потребителей строительно-дорожной и специализированной техники машиностроителям сложно развивать производство, к тому же, когда рентабельности максимум в 10% им предлагают кредиты под 25%.
Что касается влияния импорта на российский рынок, то, по данным аналитиков «РИА Рейтинг», показательна ситуация в автомобилестроении: массово импортированная в прошлые годы китайская техника в большом количестве скопилась на складах. По этой причине завоз машиностроительной продукции из КНР в текущем году резко сократился, но рынки от затоваривания это не спасает.
В автомобилестроении вообще, по оценке экспертов, произошла резкая смена динамики. Хотя выпуск легковых автомобилей вырос, существенно снизилось производство грузовиков, автобусов и прицепов. Рост в легковом автомобилестроении, предполагают исследователи, тоже продержится недолго, так как скопление машин на складах сейчас достигает сотен тысяч машин.
Тяжелая ситуация складывается и в сельскохозяйственном машиностроении. Производство машин и оборудования для сельского и лесного хозяйства снизилось в первом квартале текущего года на 21,5% в годовом сравнении, а продажи сельхозтехники, по данным ассоциации «Росспецмаш», упали на 32,9% до 38,3 млрд руб. На ситуацию влияют, опять же, высокая ключевая ставка ЦБ, низкая доходность аграрного бизнеса, рост себестоимости производства техники и слабое финансирование мер господдержки. На этом рынке также возник избыток предложения. Производство комбайнов вдвое превысило количество проданных машин. Склады готовой продукции перегружены, утверждают исследователи.
Отмечается и падение производства почти всей линейки дорожно-строительной техники. Втрое снизилось производство автогрейдеров, вдвое – экскаваторов, на десятки процентов сократился выпуск бульдозеров, автокранов, башенных кранов. Отрицательная статистика зафиксирована и в железнодорожном машиностроении.
В целом в гражданском машиностроении более-менее неплохая статистика наблюдается только в крупном энергетическом машиностроении и станкостроении. В данном случае главным стимулом роста является фактор импортозамещения, отмечают в «РИА Рейтинг».
Как рассказывала «Московская газета» со ссылкой на источник на рынке, к примеру, на российские электростанции поставки санкционного оборудования продолжаются, есть и российская продукция, но она может стоить даже дороже импорта.
В рамках XXVIII Петербургского международного экономического форума в ходе сессии «Атлант расправил плечи – будущее машиностроения в России» замминистра промышленности и торговли Альберт Каримов отметил важность комплексного подхода к поддержке машиностроения. По его словам, только через координацию усилий государства и бизнеса можно добиться устойчивого развития и оперативно реагировать на вызовы текущего периода.
Звучали и тревожные оценки состояния некоторых промышленных направлений. Речь шла о том, что из-за снижения мировых цен на сырьё и нехватки провозных мощностей в железнодорожной сети падают объёмы перевозок угля, зерна, металлов и нефтяных грузов. Кроме того, на ситуацию влияет дороговизна кредитных ресурсов и недоступность лизинга. Многие грузоотправители уже сократили или пересматривают свои инвестиционные программы.
По мнению экспертов «РИА Рейтинг», до конца года улучшения ситуации ожидать вряд ли стоит. При этом структурный дисбаланс может еще более расшириться, так как факторы для активизации динамики продукции гражданского назначения на данный момент не просматриваются».
По озвученным на днях последним данным Росстата, в январе-мае текущего года в годовом выражении наибольший рост отмечен в производстве «прочих транспортных средств и оборудования (включая авиационную технику, судостроение и т.д.)» (+37,6%), выпуске компьютеров, электронных и оптических изделий (+15,6%) и т.д. При этом по сравнению с аналогичным периодом 2024 года за тот же период снизились показатели, в частности, в производстве автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов (-13,7%), производстве прочей неметаллической минеральной продукции (стройматериалы) и др.