Как индийско-китайский конфликт влияет на планы Москвы по созданию антизападной коалиции
3325
Ситуация между Индией и Китаем остаётся хрупкой и опасной. Такую оценку крайне непростым отношениям двух азиатских гигантов дал министр иностранных дел Индии Субраманьям Джайшанкар
Главной причиной этой опасности являются неурегулированные пограничные споры Индии и Китая в западных Гималаях. По словам главы индийского дипведомства, вооружённые силы двух государств в ряде районов развёрнуты очень близко друг к другу, что повышает риски эскалации, а китайская сторона не выполняет ранее достигнутые соглашения. Джайшанкар заключил, что никаких нормальных отношений с Пекином быть не может, пока КНР не начнёт выполнять свои обязательства. Эту позицию индийский министр донёс до Китая в ходе недавней встречи со своим коллегой Цинь Ганом.
Территориальный спор Китая и Индии длится практически с самого момента обретения Индией независимости. Ещё в начале XX века, когда независимой страной на время стал Тибет, британские власти Индии передвинули границу с новообразованным государством в свою пользу. Однако, когда в 1951 году Китай взял под контроль территорию Тибета, в Пекине это решение не признали и стали требовать возврата к прежним границам. С тех пор противостояние неоднократно выливалось в вооружённые столкновения. Стороны так и не смогли достичь прочного соглашения и остановились лишь на стадии заморозки конфликта на линии фактического контроля. Периодические нарушения статус-кво приводят к новым стычкам. Последняя из них произошла в начале декабря прошлого года, когда ранения получили несколько военнослужащих с обеих сторон. С тех пор ситуация остаётся достаточно напряжённой.
Политолог Евгений Трифонов объясняет, что противоречия двух стран на самом деле глубже, чем просто приграничный спор. Оба государства с более чем миллиардным населением и древней историей обладают сегодня огромной по объёмам экономикой, многочисленными армиями и геополитическими амбициями. И Индия, и Китай воспринимают самих себя как государства-цивилизации, равные по значимости западному миру. Поэтому любая уступка традиционному сопернику выглядит неприемлемой для правительств и общественности этих стран. Большая конфронтация также невыгодна ни одной из сторон, но здесь в дело может вмешаться фактор неконтролируемой эскалации. И Пекин, и Нью-Дели время от времени должны демонстрировать решительность и готовность защищать свои интересы, из-за чего и происходят периодические столкновения. Даже после сравнительно небольшой декабрьской стычки индийская оппозиция обвинила премьера Нарендру Моди в неспособности противостоять китайской угрозе. Кроме того, конфликт не ограничен исключительно границей в Гималаях. Китай оказывает всестороннюю поддержку другому противнику Индии – Пакистану, у которого к Нью-Дели также есть территориальные вопросы, в том числе в Кашмире. Индия всю вторую половину XX века старалась не оставаться в долгу, оказывая помощь партизанам из антикитайского движения в Тибете. Вооружённое сопротивление в этом регионе китайцы давно подавили, но Индия остаётся убежищем для духовного лидера тибетцев Далай-ламы, и можно не сомневаться, что любой новой нестабильностью в Тибете индийцы постараются воспользоваться. Так что Пекин видит в соседе ещё и угрозу поддержки потенциального сепаратизма в своём обширном регионе. Учитывая наличие у обеих сторон ядерного оружия, их тлеющий конфликт, грозящий в любой момент вырваться наружу, несёт в себе немалую угрозу для всего мира, а в контексте общей международной напряжённости добавляет к ней свою лепту.
Для России индийско-китайское противостояние также не сулит ничего хорошего. После начала СВО в Украине в экспертной среде стала модной тема обсуждения будущего многополярного мира, в котором не будет места ничьей гегемонии, в том числе американской. Эксперты клуба «Валдай» называли именно ось «Россия-Индия-Китай» тем институтом, который якобы способен покончить с мировым господством Запада. Однако обостряющиеся индийско-китайские противоречия ставят под большой вопрос саму возможность создания такой оси. Сотрудник Центра азиатско-тихоокеанских исследований ИМЭМО РАН Алексей Куприянов рассказывал, что к другим конфликтным вопросам добавляется ещё и стремление Китая сделать всю Азию своей сферой влияния, с чем Индия категорически не согласна. Аналитик констатировал, что на данный момент Пекин и Нью-Дели не демонстрируют реальной готовности искать компромисс и урегулировать накопившиеся противоречия.
Формально Индия и Китай входят в БРИКС и ШОС, но фактически России приходится строить свои отношения с этими державами по отдельности. Более того, по словам востоковеда Александра Савельева, Индия весьма настороженно относится к укреплению российско-китайских отношений. Россия в прошлом уже предпринимала дипломатические попытки примирения Индии и Китая, однако к успеху они не привели. И это было бы лишь полбеды. Если нельзя создать антизападный блок с двумя крупнейшими странами мира, чьё население превышает 30% всего человечества, можно было бы хотя бы полноценно сотрудничать с каждым из партнёров в отдельности, получая от этих двусторонних отношений с Индией и КНР свою выгоду и с их помощью разрушая международную изоляцию, которой Запад пытается подвергнуть Россию. Ведь есть же успешные примеры сотрудничества России со странами, которые враждебны друг другу. Ярким из таких примеров можно считать высокий уровень отношений РФ с Ираном и одновременно сохранение рабочих контактов с Израилем, хотя между собой эти государства постоянно балансируют на грани конфликта.
Однако в случае с Китаем и Индией всё не так просто. Евгений Трифонов объясняет, что сегодня для Москвы отношения с Пекином несоизмеримо важнее, чем с Нью-Дели, поскольку Китай способен заменить многие виды продукции и технологий, которых Россию лишили западные компании. Индийская экономика, по его мнению, аналогичными возможностями пока не обладает. Россию с Индией прочно связывают две сферы – нефть и оружие. Индия традиционно, ещё с советских времён является покупателем крупных партий различных отечественных вооружений. Но, во-первых, в последнее время Индия всё больше уходит от этой зависимости и уже сорвала несколько важных контрактов, сделав выбор в пользу западных моделей самолётов, вертолётов и другой техники, в том числе из-за опасений попасть под вторичные санкции за военно-техническое сотрудничество с РФ. А во-вторых, Китай не очень приветствует снабжение Индии оружием, ведь это напрямую усиливает потенциального противника Поднебесной. Учитывая огромную важность китайского партнёрства для России, игнорировать это мнение Москва также не может.
Что касается торговли углеводородами, за прошлый год это направление сотрудничества с Индией вроде бы только расширилось. Летом 2022 года был момент, когда закупки Индией российской нефти выросли в 30 раз. Однако может оказаться, что этот взлёт объёмов торговли не будет долгосрочным. Эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков отмечал, что азиатские потребители, в том числе Индия, активно пользуются возможностью скупать российскую нефть с внушительным дисконтом, который РФ вынуждена делать из-за закрытия европейского рынка. А в последнее время источники в индийской власти и топливной отрасли заявляют, что Нью-Дели неофициально согласился соблюдать условия западных санкций при торговле с Россией.
Согласие Индии на соблюдение санкций становится тем более вероятным, что страна из-за натянутых отношений с Китаем и угрозы конфликта идёт на постепенное сближение с США и их союзниками. Индия является участницей Четырёхстороннего диалога по безопасности (QUAD) с США, Японией и Австралией. В январе текущего года прошли первые в истории совместные учения Индии и Японии. США, в свою очередь, не только стали одним из ключевых поставщиков современных вооружений для индийской армии, но также планируют налаживать совместное производство военной техники с Индией и содействовать развитию высоких технологий в стране и переносу в Индию своих производств, что может стать значимым источником инвестиций для её экономики.
Результатом такого сближения станет в том числе появление у США большего количества рычагов влияния на индийскую внешнюю политику. Иными словами, при наличии такого желания Вашингтон может аккуратно, не унижая национального достоинства Индии, настоять на сворачивании сотрудничества с Россией в наиболее чувствительных сферах. Это может произойти в том случае, если преимущества от сотрудничества с западными партнёрами явно перевесят дешевизну российской нефти и важность закупок оружия у Москвы. Своими кулуарными намёками на готовность не нарушать западные санкции Индия уже показала, что такие преимущества она взвешивать умеет.