Как местные органы власти оказывают влияние на большую политику
809
Муниципалитеты играют огромную роль в формировании и реализации государственной политики. Именно местное самоуправление как первичное звено политической самоорганизации территорий наиболее точно выражает интересы жителей конкретного города, района или поселения. Оно же выступает и за управление социально-экономическим развитием данной территории
Муниципальные органы власти принимают решения по вопросам, касающимся развития инфраструктуры, образования, жилищно-коммунального хозяйства и других сфер жизнедеятельности города или района. Они разрабатывают и утверждают местные программы и стратегии развития, определяют приоритеты и направления деятельности. По состоянию на 1 января 2024 года, в России насчитывается 1120 городов, а система управления ими в последнее время подверглась серьёзному реформированию. В частности, парламентом был принят закон об организации деятельности МСУ в рамках единой системы публичной власти, обусловленный внесением в 2020 году поправок к Конституции РФ. Обновлённый закон предполагает введение единого для всей страны 5-летнего срока полномочий глав муниципальных образований и большую персональную ответственность мэров за ситуацию во вверенном им населённом пункте. В частности, губернаторы регионов могут снимать мэров с должности за ненадлежащее исполнение обязанностей по тому же принципу, по которому президент может увольнять глав регионов. При этом депутатов местных советов по-прежнему избирают на прямых выборах.
О том, как местное самоуправление связано с большой властью и почему именно муниципалитеты оказывают влияние на государственную политику в целом, издание «Нос» спросило у экспертов. Говоря об особенностях работы местных органов власти, политолог Грегор Шпицен отмечает, что при должном ориентире и направлении они являются ценнейшим источником пополнения кадров в большом государственном механизме страны. «Муниципалитеты в нормально функционирующей демократии, где люди ответственно подходят к реализации своего конституционного права избирать и быть избранными — это кузница управленческих кадров для государственного аппарата, первая его ступень» — отмечает эксперт.
Похожей точки зрения придерживается и политтехнолог Юлия Милешкина. По её словам, именно муниципалитеты являются основной инстанцией, куда простые граждане обращаются для решения своих вопросов в первую очередь. Это обеспечивает их органичную связь со всей властной вертикалью.
«Местные органы власти являются низовым и ключевым звеном при взаимодействии власти с населением. Это и первое окно, куда обращаются граждане, и последняя инстанция, к которой обращаются власти, чтобы как-то воздействовать на жителей территории» — объясняет эксперт.
По мнению политтехнолога, карьера любого чиновника высокого ранга должна начинаться с низового муниципального уровня. Только так можно обеспечить нормальную качественную работу всего аппарата государства как на местах, так и в масштабах всей страны:
«В идеале карьерный путь каждого чиновника и депутата парламента должен начинаться с муниципалитета, и это должно быть прописано законодательно: ценз работы для того, чтобы баллотироваться в депутаты парламента — минимум три года в качестве муниципального чиновника. Именно там будущий народный избранник учится решать реально волнующие людей бытовые проблемы, а не демагогически рассуждать о том, что он за всё хорошее и против всего плохого».
Вместе с тем, Грегор Шпицен отмечает, что некоторые одиозные эпизоды из политической практики других стран свидетельствуют о наличии проблем в самих механизмах представительной демократии, которые довольно часто сводятся к трансляции популистских идей: «Я считаю абсолютно неприемлемой ситуацию, когда отдельные личности голосуют на выборах за демагогов без какого бы то ни было опыта государственного и муниципального управления вроде «Зелёных» в Германии».
Схожую позицию высказывает и Юлия Милешкина. По её мнению, муниципалитеты – это столпы государственного механизма, институции, которые обеспечивают созидательную преемственность и здоровую ротацию власти в стране.
«Местные органы власти являются низовым и ключевым звеном при взаимодействии власти с населением. Это и первое окно, куда обращаются граждане, и последняя инстанция, к которой обращаются власти, чтобы как-то воздействовать на жителей территории», — отмечает эксперт.
Кроме того, по словам Юлии Милешкиной, та обратная связь, которую получают высшие органы государственной власти от муниципалитетов в форме государственного запроса, создаёт необходимую динамику и основу деятельности, на которую делается наиболее сильный упор.
«Местные органы власти собирают проблематику и создают депутатские запросы на более высокий уровень власти. И таким образом запросы населения попадают в законы, государственные программы и в уста политикам в качестве декларации. Так можно наблюдать связь между муниципалитетами и большой политикой» — подчеркнула политтехнолог.
Ранее президент России Владимир Путин заявил о необходимости привлекать муниципалитеты к формированию повестки развития Российской Федерации. По мнению Путина, в управлении государством должны быть использованы все механизмы активного участия местных органов власти. Он напомнил, что в стране уже сейчас действует совет по развитию местного самоуправления, через который реализуются некоторые решения, которые напрямую касаются детальной инвентаризации всех полномочий муниципалитетов. Она заключается в том, чтобы отладить изъяны в самой работе местных муниципалитетов и исключив из них несвойственные их природе полномочия.