Как Москва, Пекин и Нью-Дели борются с загрязнением воздуха
1009
Грязный воздух — это попутчик городов с начала промышленной революции
Жители всех крупных городов, живущие даже на самых высоких этажах небоскрёбов, сталкиваются с тем, что их окна за год покрываются ощутимым слоем пыли. Мелкие частицы попадают и в лёгкие, вызывая респираторные заболевания и астму.
Каждый город проводит собственную политику по улучшению качества воздуха, но не у каждого это получается. Меры могут быть одинаковыми, а результаты разными. «Нос» сравнил три мегаполиса: Нью-Дели, Пекин и Москву.
Более 20 миллионов человек проснулись в ноябре текущего года от густого, едкого и ядовитого смога, густо окутавшего индийскую столицу.
Начальные школы были вынуждены закрыться, движение транспортных средств было запрещено, а строительство остановлено, когда смог окутал Нью-Дели. Власти штата и федеральные чиновники собрались, чтобы разработать план, который позволит очистить воздух в городе. Индекс качества воздуха (AQI) в индийской столице превысил отметку 500. Последствия этого инцидента негативным образом влияют на здоровье жителей мегаполиса.
Читая об этом событии, многие могли вспомнить другую крупную азиатскую столицу, которая около десяти лет назад славилась смогом, который мог скрыть из поля зрения целые небоскребы. Это был город Пекин.
Столица Китая с тех пор приняла активные меры по борьбе с загрязнением воздуха и сегодня его качество стало намного лучше. Какую политику проводило китайское правительство и может ли она стать примером для других стран?
Китайская модель
Как и в Индии быстрая индустриализация и урбанизация способствовали экономическому взлёту Китая. Но за всё приходится платить: тяжёлая промышленность, производящая основную долю выбросов, портила качество воздуха.
В Пекине, городе с населением почти 22 миллиона человек, воздух стал настолько плохим, что жители прозвали его «воздушным апокалипсисом». Больницы часто были переполнены пациентами с респираторными заболеваниями, а жители – особенно семьи с детьми – были в таком отчаянии, что многие покинули город в поиске более безопасных мест для жизни.
2013 год стал знаковым в борьбе китайского правительства с последствиями собственного экономического благополучия. Тогда правительство начало инвестировать миллиарды долларов в национальный план действий по борьбе с загрязнением воздуха.
За этим последовало введение новых правил, в том числе было ограничено количество транспортных средств на дорогах в крупных городах, ужесточен экологический надзор и контроль за выбросами. Также была создана общенациональная система мониторинга качества воздуха. Правительство предприняло меры по ограничению деятельности угольных и нефтяных электростанций.
За десять лет, прошедших с тех пор, в Китае резко улучшилось качество воздуха. Согласно отчету Института энергетической политики Чикагского университета, уровень загрязнения в стране в 2021 году снизился на 42% по сравнению с 2013 годом.
Десять лет спустя Пекин выбыл из списка стран с самым высоким уровнем загрязнения в мире и в настоящее время занимает 27-е место в рейтинге IQAir, швейцарской компании, которая отслеживает качество воздуха по всей планете.
Как показали исследования, политика КНР по обеспечению чистого воздуха оказалась настолько успешной, что она спасла сотни тысяч жизней. Китай находится на правильном пути. И многие в Индии хотят видеть аналогичный прогресс в своей стране.
Как обстоят дела в Индии?
На общенациональном уровне Индия запустила свою программу «Чистый воздух» в 2019 году. Она реализована в 24 штатах и является частью стратегии по снижению концентрации твердых частиц в воздухе на 40% к 2025–2026 годам. Меры включают в себя сокращение использования угольных электростанций, создание систем мониторинга воздуха и запрет на сжигание биомассы.
По данным правительства, в некоторых индийских городах качество воздуха улучшилось. Но отсутствие строгого правоприменения и координации означает, что прогресс будет идти медленно, предполагают эксперты.
Чтобы справиться с продолжающимся загрязнением Нью-Дели чиновники пытались поливать дороги водой, ограничивать движение, требуя, чтобы транспортные средства с нечетными или четными номерными знаками ездили в разные дни, а также построили в 2018 году две башни стоимостью 200 миллионов рупий (2,4 миллиона долларов США), целью которых является фильтрация воздуха.
По данным статистики, средняя концентрация PM2,5 (показатель содержания загрязняющих веществ в воздухе) в Нью-Дели в период с 2018 по 2022 гг. осталась на том же уровне. В ноябре этого года Нью-Дели на вершине списка самых загрязненных городов по версии IQ Air.
Чистый ли воздух в Москве?
Москва, являясь самым большим городом России, долгое время сталкивалась с проблемой загрязнения воздуха, которую испытывали такие страны, как Китай и Индия. Однако благодаря эффективному использованию передовых технологий, столица России сумела успешно решить эту проблему и значительно улучшить качество воздуха для своих жителей.
Круглосуточный мониторинг качества воздуха в городе осуществляется с помощью автоматических станций «Мосэкомониторинга». В настоящее время уровень загрязнения воздуха превышает допустимые значения только вблизи автотрасс. Это достигается за счет снижения интенсивности движения в центре города (включая введение платных парковок и создание пешеходных зон), модернизации общественного транспорта, установки ограничений на въезд грузового транспорта и перехода на использование топлива класса «Евро-5».
Одновременно с этим происходит развитие дорожной инфраструктуры. Ежегодно в Москве строится не менее 100 км дорог, улучшается система управления транспортным потоком, что способствует увеличению скорости перемещения по городу и минимизации пробок, которые приводят к увеличению выбросов. Кроме того, благодаря строительству различных развязок, тоннелей, мостов и увеличению плотности дорожной сети в целом, расстояния между пунктами назначения уменьшаются. С 2011 года также значительно увеличена скорость строительства метрополитена для удовлетворения потребностей городского населения в транспорте.
Количество крупных пробок в Москве уменьшилось вдвое. Общая продолжительность пробок в столице с начала 2023 года сократилась на 8-10 баллов до 43,9 часа. По словам главы московского Дептранса Максима Ликсутова, несмотря на увеличение числа автомобилей в городе, ежедневно на улицах мегаполиса зарегистрировано около 2,9 млн машин — это на 6% меньше, чем в начале года.
К сожалению, ни один из трёх городов до конца очистить воздух не смог. В Москве, Пекине и Нью-Дели проблема загрязнения воздуха остается нерешенной из-за того, что, несмотря на все предпринятые меры, горожане не могут полностью отказаться от бензиновых двигателей и личных автомобилей. Также население этих трех городов постоянно растёт, а вместе с ним и автомобильный трафик.
Кроме того, климатические условия, такие как периоды низкой циркуляции воздуха и образование инверсии могут приводить к задержке загрязнений вблизи земной поверхности, усугубляя проблему.
А потому городские власти трёх столиц продолжают вводить новые меры с целью сохранить здоровье своих горожан. Например, активно поощряется использование электромобилей. В китайской столице почти нереально получить номер для машины на ДВС, Москве активно строятся новые станции для заряда электрокаров. Также предпринимаются меры, направленные на то, чтобы сделать общественный транспорт более привлекательным и доступным.
Сложно сказать, кто из стран оказался успешнее на этом пути. Но экологическая политика в современных условиях начинает играть всё большую роль.