Как уход Варданяна с поста госминистра Нагорного Карабаха отразится на процессе урегулирования конфликта
2113
Бывший российский бизнесмен Рубен Варданян уволен с поста государственного министра Нагорного Карабаха. Так в непризнанной республике называется должность главы правительства
Соответствующий указ сегодня подписал президент НКР Араик Арутюнян. При этом он высоко оценил работу Варданяна на руководящей должности и отметил, что бывший госминистр не боялся брать на себя долю ответственности за судьбу республики.
Варданян в сентябре прошлого года принял решение отказаться от российского гражданства и переехать в Карабах, где 4 ноября получил должность госминистра правительства. При этом его роль в попытках урегулирования армяно-азербайджанского конфликта оценивалась по-разному. Ведущий научный сотрудник Института международных исследований МГИМО Сергей Маркедонов обращал внимание на то, что Варданян и до своего переезда не раз публично высказывался по теме Карабаха и защищал интересы этой территории в том числе перед российским руководством, призывая президента РФ Путина вмешаться в ситуацию во время 44-дневного конфликта 2020 года. Сам бизнесмен называл целью своего шага выведение из тени проблем Карабаха и его жителей и содействие по мере сил развитию данного региона. Маркедонов отметил, что изначально Варданян не делал чётких заявлений по поводу того, какой юридический статус для Карабаха он считает предпочтительным, а декларировал готовность вести переговоры со всеми сторонами, в т.ч. с Азербайджаном. Однако сам факт того, что в итоге предприниматель занял один из высших постов в непризнанной республике, означал признание с его стороны независимости НКР и готовность эту независимость отстаивать. По словам Маркедонова, официальная Москва с большой осторожностью отнеслась к поступку бизнесмена, поскольку РФ старается играть роль беспристрастного арбитра в этом конфликте и сохранять одинаково партнёрские отношения и с Арменией, и с Азербайджаном. Армянские политики как из правящей группы, так и из оппозиции, восприняли Варданяна скорее как конкурента на политическом поле, чем как полезного переговорщика.
Между тем, именно в опыте переговорщика некоторые эксперты видели для Варданяна возможность сыграть позитивную роль в карабахском урегулировании. Президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов отмечал, что предприниматель за время своей работы в бизнес-сфере приобрёл навыки посредничества между разными сторонами, которые могут пригодиться ему для стабилизации ситуации вокруг Нагорного Карабаха. Кроме того, известность его персоны и связи на разных уровнях политики и бизнеса должны помочь привлечь к проблеме Карабаха дополнительное внимание России, США и других крупных международных игроков.
С другой стороны, посреднический потенциал Варданяна сразу же столкнулся с серьёзным препятствием. Его фигура в карабахской политике была резко негативно воспринята азербайджанской стороной. Президент Азербайджана Ильхам Алиев вскоре после того, как Варданян занял должность премьера непризнанной республики, заявил, что Баку готов говорить о соблюдении прав армян Карабаха с самими жителями этого региона, но не с теми людьми, которые присланы из Москвы с определёнными Россией целями. Именно так он охарактеризовал приезд Варданяна и его назначение на высокий пост.
Сам бизнесмен объявил, что отказался от российского гражданства именно для того, чтобы его фигура и его действия не ассоциировались с Россией. Но вне зависимости от того, сохранились у него политические связи с Москвой или нет, критиков Варданяна его отказ от гражданства вряд ли убедил.
Возможно, в том числе поэтому усилия Рубена Варданяна по обеспечению мира и стабильности в Карабахе успехом не увенчались. Пожалуй, наиболее запомнившемся событием периода премьерства Варданяна стала блокада Нагорного Карабаха, продолжающаяся с середины декабря. Формально не связанные с официальным Баку, но явно продвигающие его интересы азербайджанские экоактивисты заблокировали единственную дорогу, соединяющую Карабах с Арменией через Лачинский коридор. Именно по этому маршруту в спорный регион доставлялись продукты питания, лекарства и другие необходимые предметы. В связи с блокадой всё это оказалось в дефиците. Теперь проезжать по дороге могут лишь автомобили российских миротворцев и Международного Красного Креста, однако этого для обеспечения населения Карабаха явно недостаточно. Эксперты объясняют, что разблокировать коридор с применением силы российские миротворцы не могут, поскольку такие действия не разрешены их мандатом, а армянская сторона не делает этого по той простой причине, что за силовой попыткой разблокировки дороги неизбежно последует новый вооружённый конфликт с Азербайджаном, к которому Армения, памятуя о поражении осени 2020-го, вряд ли готова. Премьер-министр Армении Никол Пашинян называл целью блокады принуждение армянского населения к отъезду из Карабаха. Глава армянского правительства также критиковал работу российских миротворцев, которые, по мнению Пашиняна, не выполняют свои функции в Карабахе. И здесь Варданян сделал заявление, которое действительно можно трактовать как направленное на защиту интересов России в регионе. Он отверг критику в адрес миротворческой миссии РФ и заявил, что российские миротворцы должны оставаться в Карабахе в течение десятилетий, поскольку играют позитивную роль в обеспечении безопасности республики.
Однако это заявление можно расценивать и как часть политической борьбы Варданяна внутри самой Армении. Ведь многие эксперты прочат бывшему российскому бизнесмену политическую карьеру в Ереване. Так, старший научный сотрудник Центра постсоветских исследований ИМЭМО РАН Станислав Притчин полагает, что при определённых обстоятельствах, в том числе используя тему Карабаха, Варданян может стать заметной персоной в армянской политике и в перспективе даже побороться за премьерское кресло.
Таким образом, за дальнейшую судьбу самого Варданяна можно не беспокоиться, без дела он не останется. А вот его уход с поста главы правительства Карабаха вряд ли что-то сильно изменит в дальнейших перспективах региона и в процессе определения его статуса. Говорить о том, что Варданян был ключевым проводником российских интересов в Закавказье, было бы большим преувеличением. Политиков, ориентирующихся на Россию, и так достаточно как в самой Армении, так и в Карабахе. Что касается последствий отставки Варданяна для самого Карабаха, их тоже вряд ли можно считать значительными или судьбоносными. Баку, вероятно, будет доволен уходом с руководящего поста человека, к которому азербайджанская сторона питала явную неприязнь, но не более того. На темпы реализации планов Азербайджана по реинтеграции своего отколовшегося региона эта отставка влияния не окажет. Станислав Притчин констатирует, что логика событий свидетельствует о возвращении всей территории Карабаха под азербайджанский контроль в обозримом будущем. Вероятно, это произойдёт после окончания срока пребывания российских миротворцев в регионе в 2025 году. Но в любом случае, от фигуры премьер-министра непризнанного государства эти процессы не зависят. Скорее, тут важна позиция Армении, на протяжении десятилетий являвшейся надеждой и опорой независимого Карабаха. А Ереван, судя по всему, принял принципиальное решение сворачивать конфликт. На пражских консультациях в октябре прошлого года Пашинян подтвердил, что Армения признаёт территориальную целостность Азербайджана и, соответственно, суверенитет Баку над карабахской автономией. При таком настрое обеих сторон вряд ли даже Варданян с его связями и ресурсами смог бы решающим образом повлиять на ситуацию и развернуть её в пользу сохранения самостоятельности Карабаха.