Какими станут российские автомобили без зарубежных комплектующих
3807
Накануне в Сети появилось изображение того, как будет выглядеть упрощённая Lada Vesta, которую АвтоВАЗ начнёт выпускать уже в июле. Из-за нехватки иностранных комплектующих, от которых зависят и отечественные авто, заводы переходят на выпуск наиболее простых комплектаций без зарубежных деталей. Между тем эти детали и системы критически важны для создания нормального современного автомобиля
Согласно опубликованным предположениям, импортозамещённая Vesta будет сходить с конвейера с неокрашенными бамперами, без хромированных накладок на кузове и без литых дисков, а также с упрощёнными фарами. Любителей автоматических коробок передач тоже ждёт разочарование — их на «Весте» в ближайшее время тоже не будет. Но даже это далеко не главное. В «Ладах» скоро могут пропасть подушки безопасности, антиблокировочная система и система динамической стабилизации (ABS и ESP).
ABS препятствует полной блокировке колёс при экстренном торможении, позволяя сохранить контроль над управлением машины, а ESP помогает предотвращать заносы и скольжения, поддерживая курсовую устойчивость.
Все эти нововведения стали возможны после подписания председателем правительства РФ Михаила Мишустина соответствующего постановления. Для продолжения производства автомобилей и сохранения рабочих мест на автозаводах существенно смягчены требования для сертификации новых автомобилей. Теперь их можно выпускать без всех вышеперечисленных систем безопасности, а также со сниженными требованиями к экологическому классу двигателей, а также производить машины с экоклассом «Евро-0», т. е. де-факто вообще без нормативов по вредным выбросам. Что касается «Лада-Веста», производитель пока снизил экокласс её двигателя до «Евро-2».
Ещё одной «потерей» стала широко разрекламированная отечественная система реагирования «ЭРА-ГЛОНАСС», которая должна автоматически отправлять спутниковый сигнал в экстренные службы в случае попадания автомобиля в ДТП. Все новые авто, продаваемые в РФ, в обязательном порядке оснащались этой системой с 2017 года. Ещё осенью 2021-го начались первые сложности. Из-за проблем с поставками полупроводников правительство разрешило продавать машины без «ЭРА-ГЛОНАСС» до конца 2022 года, но после этого срока норма должна была возобновить своё действие. Теперь, согласно последнему правительственному постановлению, можно устанавливать упрощённую систему, которая будет срабатывать не автоматически, а по нажатию кнопки.
Впрочем, Национальный автомобильный союз советует вообще отменить их обязательную установку, поскольку, по словам экспертов, дефицит блоков системы ведёт к удорожанию автомобилей. Дополнительный рост цен может затронуть и вторичный рынок, ведь владельцы машин без «ЭРА-ГЛОНАСС» обязаны доустановить их до 31 декабря 2022 года.
Сложности в автомобильной отрасли России начались ещё в середине прошлого года, но тогда они совпали с глобальными перебоями. Из-за пандемии и локдаунов сократились поставки микрочипов на мировой рынок. Тогда производство автомобилей во всём мире, по оценкам Boston Consulting Group, сократилось на 10%. АвтоВАЗ вынужден был несколько раз приостанавливать производство отдельных моделей или весь завод в Тольятти по причине нехватки комплектующих.
Руководитель подразделения BCG в России и странах СНГ Владислав Бутенко прогнозировал, что производство микросхем восстановится ко второй половине 2022 года. Но после ужесточения антироссийских санкций и оттока иностранного бизнеса отечественное автомобилестроение подверглось угрозе совсем иного рода: нужно либо останавливать производство на месяцы или даже годы, либо переходить на упрощённые комплектации, в которых можно обойтись совсем или почти совсем без зарубежных деталей. Власти выбрали второй путь, но оказалось, что освобождение от импортной зависимости отражается на безопасности и техническом оснащении российских авто. Ещё в конце февраля источники на АвтоВАЗе сообщали, что, в случае прекращения поставок всех иностранных деталей, завод сможет сохранить выпуск лишь двух моделей с самым примитивным оснащением — Lada Niva Travel и Lada Niva Legend, прямых наследниц старой доброй советской «Нивы» с минимумом зарубежных элементов. Тогда существовала реальная угроза полного разрыва сотрудничества с концерном Renault, владевшим двумя третями акций АвтоВАЗа. Такой катастрофы всё-таки не произошло, Renault при уходе из России разрешил АвтоВАЗу сохранить производство всех моделей, которые ранее выпускались при содействии французского концерна. Свою 68-процентную долю акций АвтоВАЗа французы передали российскому институту «НАМИ».
Таким образом, резкого сокращения модельного ряда ждать, наверное, не стоит, по крайней мере, в ближайшие месяцы. Но знакомые модели, по всей видимости, станут проще и менее безопасными.
Помимо всего прочего, постановление от 16 мая снижает требования к краш-тестам новых авто. Для подтверждения их безопасности останется необходимым лишь провести тест на лобовое столкновение с бетонным блоком. Таким образом, можно предположить, что выживаемость пассажиров при боковом столкновении проверяться не будет. Все эти упрощения очевидным образом могут повлиять на безопасность на дорогах.
Вице-президент Национального автомобильного союза Ян Хайцеэр призвал потенциальных покупателей обратить внимание на вторичный рынок, а не на упрощённые новые «Лады», если им важна безопасность.
«Без подушек уровень безопасности автомобиля будет нулевым. Шансов выжить у водителя практически никаких нет — он ударится об руль и разобьет голову. Современный автомобиль не подразумевает отсутствия подушки безопасности», — отметил эксперт. Он добавил, что проведённые в середине 2000-х краш-тесты тогдашних моделей Lada без подушек безопасности показали, что шансы водителя выжить при серьёзной аварии практически равны нулю, а модель Lada Kalina получила лишь одну звезду из пяти возможных. То же самое, по его мнению, будет с автомобилями Granta и Vesta без подушек безопасности, п отсутствие систем ABS и ESP сильно увеличит риск столкновений для водителей-новичков или даже опытных автомобилистов, которые привыкли ездить на машинах с электронными помощниками. А таковых сейчас абсолютное большинство.
Выпуск автомобилей со сниженным экологическим классом двигателей тоже вряд ли можно назвать хорошей новостью. Директор природоохранных программ общественной организации «Зелёный патруль» Роман Пукалов рассказал изданию «Нос», что экологи очень обеспокоены таким новшеством.
«Выбросы выхлопных газов — это основной источник загрязнения атмосферы в городах, в частности, в Москве это до 90% загрязнений. Конечно, в снижении норм по выбросам для двигателей нет ничего хорошего. Мы обеспокоены таким решением. В России хороший бензин, в основном соответствующий нормам «Евро-5», но снижение экокласса двигателей так или иначе повлияет на выбросы — в воздух полетят углекислый газ, сернистые вещества и так далее», — рассказал специалист. Эксперт выразил надежду, что власти городов, где экологические проблемы стоят достаточно остро, сохранят собственные ограничения для использования такого транспорта. Так, в Москве бюджетные организации не могут закупать автомобили с нормами выбросов ниже «Евро-4», и Пукалов призвал сохранять этот принцип впредь. Хотя и покупка частными лицами неэкологичных автомобилей, конечно, окажет своё негативное воздействие, но эксперт рассказал, что оно, вероятно, не будет слишком значительным.
При этом максимальная простота конструкции и отказ от современных требований к автомобилям вряд ли повлекут за собой снижение цен. О том, что дешевле упрощённые «Лады» не будут, предупредил главный редактор журнала «За рулём» Максим Кадаков. «Меньше тираж — дороже комплектующие, все надо настроить, протестировать, будут проблемы с логистикой, да и наши производители автокомпонентов «за 5 копеек» работать не согласятся», — объяснил автоэксперт.
Одним словом, упрощение конструкции автомобилей компенсируется ростом издержек производителей, и более дешёвых машин ждать всё равно не приходится.
АвтоВАЗ в этой ситуации является важным маркером, ведь его автомобили занимают львиную долю российского рынка. В прошлом году продукция ВАЗа составила 20,9% от всех проданных в России автомобилей, и сложности автогиганта могут отразиться на всём российском авторынке. Но АвтоВАЗ не стал исключением, с похожими проблемами сталкиваются и другие отечественные автозаводы. Послабления в законодательстве, кстати, тоже касаются всех производителей, так что подушек и ABS могут лишиться далеко не только «Гранта» или «Веста».
Ещё в начале апреля, когда Минпромторг только предложил ввести упрощённые техрегламенты, пресс-служба УАЗа также объявила, что автозавод поддерживает эту инициативу. Не исключено, что ульяновские внедорожники тоже оперативно переведут на упрощённую схему.
Ранее «Автовзгляд» публиковал данные, согласно которым локализация производства даже самых простых моделей в России находится на крайне низком уровне. По данным СМИ, знаменитые коммерческие грузовики УАЗа, известные под прозвищем «Буханка» и выпускаемые многие десятилетия, сейчас собираются из российских комплектующих лишь на 33%. Под угрозой находится и выпуск многоосных тяжёлых грузовиков КамАЗ. Компания ZF отказалась поставлять к ним 16-ступенчатые коробки передач, а отечественный аналог быстро создать невозможно.
Постановление правительства, позволяющее выпускать упрощённые машины, пока действует до 1 февраля 2023 года, но логика подсказывает, что его действие, возможно, придётся продлевать. Поставщики, отказавшиеся поставлять комплектующие для российских автозаводов, вряд ли в короткие сроки решат вернуться. Тем более что тенденция пока наблюдается ровно обратная. В эти дни принимаются даже более серьёзные решения по уходу от сотрудничества с российскими предприятиями. Иностранные бренды, судя по всему, перестанут завозить в РФ автокомпоненты даже для своих собственных производств. Южнокорейские Hyundai и Kia, а также китайские марки Geely и Havel переносят сборку своих моделей из России за рубеж. Соответствующие изменения уже внесены в базу Роспатента. Теперь модели, которые ранее собирались на калининградском заводе «Автотор» и на предприятии «Белджи» в Белоруссии, будут ввозиться из других стран, где у этих брендов есть свои сборочные мощности. От продаж в РФ корейцы и китайцы не отказываются, но ввозить теперь будут готовые машины, а не набор комплектующих для сборки.