Образование в России: что ожидает сферу в ближайшие годы
767
Образование – это одна из ключевых сфер жизни общества, определяющая его будущее развитие. В России образование имеет особое значение. Оно служит для формирования качественного человеческого капитала, повышения уровня жизни и перспектив благосостояния народа
Однако, как и многие другие сферы жизни общества, образование сегодня сталкивается с масштабными вызовами и изменениями, которые могут фундаментально изменить не только основную его суть, но и будущее страны. В ближайшие годы ожидаются несколько ключевых тенденций и изменений. Одной из основных проблем современной системы образования в России является недостаточное финансирование. Небольшие бюджеты на образование приводят к нехватке средств на модернизацию учебных заведений, закупку современного оборудования, повышение заработной платы педагогов и улучшение учебных программ. Вместе с тем в последние годы в России наблюдается падение качества образования.
О том, какие проблемы сегодня наблюдаются в сфере российского образовании, каковы перспективы образовательного процесса, выяснил «Нос».
Говоря об объективных проблемах российского образования, кандидат философских наук, доцент ВШЭ Иван Карпенко отметил положительную динамику в их решении. По его мнению, главные достижения образовательной системы сегодня заключается в увеличении уровня качества специалистов.
«В целом складывается впечатление положительной динамики. Сейчас с образованием стало значительно лучше, чем в 90-е и нулевые годы. Даже, несмотря на спорные реформы в образовании, которые теперь часто называются ошибочными. Несмотря на это, очевидна позитивная динамика с качеством образования: выпускаются все более квалифицированные и востребованные специалисты. Хотя проблемы есть, конечно. Тут думаю нужно найти свой путь, остановиться на какой-то системе, но в то же время не отменять все и не переделывать всё с нуля — вот это вот будет ошибкой», — сказал Иван Карпенко в беседе с изданием «Нос».
Акцентируя внимание на том, какие сложности наблюдаются в образовательной сфере сегодня, кандидат философских наук отметил, что она заключается в отсутствии преемственности и сознательного выбора в построении своего профессионального карьерного пути:
«Основная проблема, как мне кажется, заключается в том, что нет чёткой преемственности между образованием и будущей профессией. То есть, поступая в университет, многие не знают, кем они хотят стать. Не знают этого, и окончив университет. И бывает даже лет в тридцать-сорок ещё не определились. Это вызвано значительной инфантильностью, поздней зрелостью. Нельзя сказать, что это всеобщая проблема. Но эта проблема современности».
По мнению эксперта, перспективы современного образования в России достаточно хорошие; все проблемы решаемы:
«Перспективы хорошие. Я думаю, что взять и решить все вопросы немедленно в принципе невозможно. Реформы должны быть продуманные, постепенные, последовательные, с сохранением того, что хорошо работает и заменой того, что не очень. Но я не думаю, что что-то мешает решать существующие проблемы. Главное умело учитывать реалии сегодняшнего дня и исходя из этого развиваться. Благо людей, которые хотят трудится ради этого хватает».
Говоря о мерах, которые способствовали бы решению трудностей в российской образовательной системе, Иван Карпенко отметил, что необходимо повышать престиж и статус работников образовательной сферы в российском обществе. Вместе с тем акцент в образовании должен сместиться с количества на качество:
«Важная мера — повышение статуса преподавателей и учёных. И смещение акцента с количества на качество. Не секрет, что нагрузка у преподавателей в университетах такая, что их работа иногда начинает напоминать конвейер. Современный преподаватель должен иметь больше времени, чтобы заниматься научной работой, чтобы развиваться самому, узнавать новое, получать результаты и сообщать их другим, в том числе учащимся и студентам. В остальном, как мне кажется, направление развития образования выбрано верное».
Собеседник «Носа» уверен, что всё во многом будет зависеть от роли молодого поколения.
«Думаю, важно поднимать престиж образования и науки, и соответственно, статус тех, кто занимается образованием и наукой. Чтобы молодое поколение, глядя на них, думало: «я хочу так же, я хочу быть как они», — заключил доцент ВШЭ.