Туризм лета-2025: что «перетянет» — анапский мазут или дешевый доллар?

299
Туризм в России в этом году, можно сказать, попал под влияние двух противоположных трендов, которые стали значимыми факторами почти одновременно, в начале минувшей зимы: начало сильного укрепления рубля и крупная авария с двумя танкерами в Керченском проливе
Произошедшее с начала года повышение курса российской валюты к доллару на 22%, хотя и не привело к снижению цен на все заграничные туры, в целом сыграло существенную роль в удешевлении выездного туризма (в первую очередь снизились цены на авиабилеты по некоторым направлениям).
Как отмечают СМИ со ссылкой на данные турагентств, путевки с заездами с начала июня по конец августа против аналогичных поездок прошлого года снизились по-разному. В Таиланд цены уменьшились на 3,3% (в среднем до 161 500 рублей), в Китай — упали на 11,5% (до 171 100 рублей), направление на Мальдивы стало дешевле на 6,2% (до 249 900 рублей), в Шри-Ланку — на 17,6% (до 148 300 рублей). Соответственно последние прогнозы участников рынка на турпоток оптимистичны, в Турцию из-за этого, как ожидается, приток вырастет на 15% по сравнению с прошлым годом. Китай станет популярнее на 25%. В ОАЭ рост, вероятно, составит 20%. В Египте прирост может составить 45%. Настоящий бум ждут в турах во Вьетнам — рост на 140%,
Что касается внутреннего туризма, то по крайней мере с одним из популярных направлений, — северной части Черноморского побережья Краснодарского края — все наоборот. Последствия декабрьской катастрофы танкеров «Волгонефть-212» и «Волгонефть-239» сказываются до сих пор — вылившийся в море мазут все еще собирают на пляжах.
Так, 5 июня мэрия Анапы в своем телеграм-канале напомнила, что «береговая линия Анапы признана опасной зоной, запрещено не только купание в море, но и посещение пляжей. Под запретом рекреационное использование территорий всеми пользователями — это касается всех услуг от аренды лежаков до проката водных аттракционов».
Туристический бизнес фиксирует снижение объемов проданных туров на три летних месяца по сравнению с прошлым годом: главную роль здесь играет «анапский» фактор. В среднем по внутреннему рынку аналитики Ассоциации туроператоров России (АТОР) фиксируют общее снижение объема проданных туров на 10-15% по сравнению с летом прошлого года. Основной фактор – временный запрет на пользование пляжами в Анапе, установленный Роспотребнадзором. Превалирующий вид туризма летом – традиционно пляжный отдых, и Краснодарский край традиционно лидирует в бронированиях туров по России. Доля Анапы в бронированиях курортов края составляла около 35%, поэтому резкий спад продаж туров на этот курорт привел к общему снижению.
Впрочем, применительно к количеству бронирований туров в другие города и курорты России наблюдается небольшой рост — в среднем на 5% против прошлого года.
«Количественные прогнозы по внутреннему турпотоку на три летних месяца 2025 года в конце мая делать сложно. Туроператоры к началу лета реализовали около 46% всех летних туров (в прошлом году было 60%). Остальные туристы будут принимать решения о поездке уже в ходе сезона, исходя из нескольких не очень предсказуемых факторов. Во-первых, возможности открытия пляжей Анапы в течение лета, во-вторых – загрузки номерного фонда на других курортах России и соответствующего уровня цен. В-третьих, для части туристов – цен в Абхазии и динамики курса рубля, определяющей степень конкурентоспособности предложений по другим зарубежным пляжным предложениям. В целом в 2025 году будет хорошим результатом достичь прошлогодних показателей или немного превысить их. В случае открытия пляжей Анапы в июле можно предварительно прогнозировать общий летний прирост на уровне около 8%», — высказал мнение вице-президент АТОР по внутреннему туризму Сергей Ромашкин.
Президент Российского союза туриндустрии Илья Уманский призвал
критически относиться к данным АТОР, однако подтвердил фиксируемую там тенденцию падения популярного краснодарского направления:
«У нас данные по спросу на внутренний туризм не совпадают с данными АТОР. Мы фиксируем рост на 9,8% числа туристических поездок в сравнении с прошлым годом. Справедливости ради, это общий рост по всей стране. Есть регионы, которые показывают снижение. Самое большое снижение демонстрирует самый большой с точки зрения туристического потока региона — Краснодарский край — минус 26,6% относительно 2024 года. По этой причине АТОР как раз и фиксирует снижение. Но при этом Крым показывает рост числа турпоездок на 50% в сравнении с 2024 годом».
Президент Национальной ассоциации специалистов событийного туризма Олег Алексеев выразил скептицизм по поводу перспектив туристической отрасли, не связывая это с конкретными событиями в финансовой или экологической области:
«Считаю, что главная проблема снижения объемов проданных туров — социальная. У людей заканчиваются деньги, цены растут, а туризм и путешествия не главные пункты в потребительской корзине у населения (..) За границу продажи увеличились в этом году, но это мизерный процент…».
Любопытно, что на днях генеральный директор Министерства туризма Израиля Дани Шахар выразил уверенность в росте числа израильских туристов в России. Между Россией и Израилем, по его словам, «самолеты летают полными в обе стороны».
Ранее «Московская газета» приводила мнение эксперта о том, где лучше провести отпуск — в России или в Дальнем Зарубежье.