В 58 регионах «проедают» бюджетные «заначки»?

195
У большинства российских регионов по итогам 2024 года зафиксирован бюджетный дефицит и уменьшились «заначки» в виде остатков на счетах. При этом у 10 территорий финансовая «подушка» опустилась ниже 0,1% от плановых расходов на 2025
Бюджеты российских регионов лихорадит. На их исполнение давят санкции, и в условиях макроэкономической нестабильности в регионах по-разному решают финансовые вопросы, подчас вследствие объективных причин испытывают серьезные проблемы, говорится в исследовании «Эксперт РА».
Расходы региональных бюджетов перманентно растут: по итогам 2024 года против 2023 года траты увеличились более чем на 9%, на 2025-й, судя по местным законам о бюджете, заложен рост расходов еще почти на 7%. При этом доходная часть, напротив, снизится почти на 4% — такую цифру на 2025 год регионы предварительно закладывают в бюджеты. Исходя из этого, как отмечают эксперты, «накопленные за предыдущие годы остатки на счетах бюджета в органе Федерального казначейства и средства бюджета на депозитных счетах будут играть крайне важную роль».
Если по итогам 2024 года остатки средств на счетах региональных бюджетов сложились почти на уровне 2023-го, то относительно расходов, заложенных на 2025-й, ситуация выглядит сложнее: денег на начало года предварительно меньше — только 12,6% против 13,1% годом ранее. Если рассматривать регионы отдельно, то выяснится, что удовлетворительные цифры на счетах в значительной степени обеспечила Москва, без учета данных по столице (42,6% всех остатков) остатки региональных бюджетов сократились с 2 010,0 до 1 624,7 млрд рублей, снижение наблюдалось в 58 регионах. Негативную динамика по остаткам более чем в половине регионов по итогам 2024-го объясняют бюджетным дефицитом.
В составленном экспертами топ-10 регионов с наиболее высоким уровнем накопленной ликвидности лучшая позиция у Ненецкого автономного округа. Отношение объема остатков средств на счетах к утвержденным расходам на 2025 год -почти 34%. И, наоборот, на дне — 10 регионов, у которых остатки не превышают 0,1% от утвержденных расходов. Тяжелее всего положение в Иркутской области, где в заначке на начало года было только 0,02%.
Проблемы 2024 года, например, Кемеровской области состояли в том, что регион потратил практически все остатки средств на счетах для финансирования дефицита бюджета, образовавшегося в результате падения доходов (из-за снижения цен на уголь, сокращения спроса со стороны Китая, ограничений объемов отгрузки в условиях введения санкций).
Бюджет Кемеровской области в 2024 году был исполнен с дефицитом в 70,6 млрд рублей, в 2025 году ожидается, что дефицит составит 16,2 млрд рублей, или 6,6% от расходов, заявил, по данным ТАСС, губернатор Кемеровской области Илья Середюк.
«Большинство угольных предприятий закончили 2024 год с убытками, а значит не смогли начислить налоги в региональный бюджет. Мы недополучили 58 млрд рублей. Мы были вынуждены секвестировать те расходы, которые несли в 2024 году, а ряд обязательств перенесли на 2025 год. <...> За прошедшие два месяца мы недополучили 8,3 млрд рублей налога на прибыль от сниженного уровня 2024 года», — сказал Середюк.
С начала 2025 года тренд продолжается — бюджет Кузбасса из-за снижения добычи угля недополучил 8,3 млрд рублей.
Основная причина сокращения «финансовой подушки» регионов – это в целом замедление темпов роста российской экономики,
считает экономист Андрей Песоцкий.
Ранее Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН представил прогноз развития российской экономики на 2025-2027 гг. После роста ВВП на 4,1% в 2024 г. ожидается резкое замедление до 1,8% в 2025-м и умеренное восстановление до 2,4% к 2027 г. Ключевыми рисками станут зависимость от оборонных расходов, дефицит финансирования и структурные ограничения, требующие смягчения денежно-кредитной политики даже при высокой инфляции.
Песоцкий рассуждает, что «с таким прогнозом ждать прорывов не приходится. С другой стороны, этот сценарий дается как инерционный. Возможна наиболее позитивная динамика макроэкономических показателей, которая скажется на российских регионах. Есть около 20 регионов, в которых промышленное производство не растет, а падает из-за санкций в тех субъектах РФ, где преобладает нефтегазовая, металлургическая, угольная промышленность. Между тем в регионах, где высокую роль играет гособоронзаказ, скажем в Курганской области, ситуация выглядит куда более оптимистично, фиксируется рост. Характерно, что на фоне высокой ключевой ставки власти регионов не стремятся использовать облигационные заимствования, чтобы не фиксировать высокую ставку в долгосрочной перспективе».
Ранее «Московская газета» рассказывала, что Тамбовской области не хватает средств для решения проблемы аварийного жилья.