Архнадзор: «снос исторического здания вокзала на Черкизово — не единственная потеря архитектуры Окружной железной дороги»
2719
Градозащитник прокомментировал внезапный снос исторического здания вокзала на Черкизово
13 мая снесли историческое здание вокзала Черкизово. Долгое время постройка находилась в глубине рынка, и потому считалась утраченной, но снос рынка вернул гражданам небольшое сохранившееся здание исторического вокзала 1908 года, одного из самых маленьких на Окружной железной дороге. Остальная застройка к настоящему времени уже утрачена, в том числе жилой дом 4-го типа, оба поста централизации и водонапорная башни, снесённая для строительства вестибюля станции метро Черкизово.
Координатор общественного движения «Архнадзор» Юрий Егоров, считает снос данного здания большой потерей исторической застройки, так как этот вокзал единственное сохранившееся здание комплекса.
«Изначально в 1991 году много объектов было заявлено на охрану по Окружной. Внесли все, что на тот момент успели найти, хотя многие конструкции всплыли позже. Я застал тот период, когда на месте вокзала была охранная зона. Но в какой-то момент вокзалы решили не включать в список памятников. Сама по себе станция Черкизово – это одна из наиболее пострадавших за всю историю кольца. Там был полный комплекс застройки: вокзал, жилые дома и довольно много технических застроек. Сейчас не осталось ничего. Вокзал был последней гражданской постройкой, которая там сохранялась», — рассказал собеседник издания.
Эксперт уверен, что этот случай не является единичным, когда граждане внезапно теряют историческую архитектуру Окружной железной дороги.
«Был также исторический вокзал на платформе Рабочий поселок, это белорусское направление. Там у нас, градозащитников, времени было чуть-чуть побольше, потому что мы за две недели узнали о том, что они хотят сносить здание и даже успели подать заявление, чтобы придать ему статус памятника. Но нам сказали, что все уже согласовано, и памятником строение не стало. В какой-то момент приехал экскаватор несмотря на то, что формально до рассмотрения заявки они ничего делать не имели право и произвел снос. Там тоже было знаковое здание, и точно так же его снесли, и там сейчас ничего нет, как и здания вокзала Черкизово» – поделился координатор движения «Архнадзор» Юрий Егоров.
Основными причинами потери памятников эксперт считает закрытую процедуру согласования любых действий, в том числе сноса исторических сооружений.
«Большая проблема всех сносов и согласований – это крайне закрытая процедура. Мы не можем заранее узнать о том, где готовится снос, за месяц или полгода. Все какие-либо крупные проекты не всегда согласуются публично, а на публичное рассмотрение они либо выносят, когда все в основном согласовано и есть готовые документы, либо не выносят вообще», – резюмировал Юрий Егоров.