Сетевое издание

Я ищу ...

Доля Renault в «АвтоВАЗе» досталась разработчикам российского VIP-автомобиля из западных запчастей

Доля Renault в «АвтоВАЗе» досталась разработчикам российского VIP-автомобиля из западных запчастей
Фото: Нос

17 Мая 2022 19:45:18

3014

После решения французского автопроизводителя Renault прекратить бизнес в России, московский завод Renault отошёл на баланс города Москвы. Об этом заявил мэр Москвы Сергей Собянин. Теперь на заводе, при сохранении производства и рабочих мест для москвичей, планируется собирать новые автомобили «Москвич» — с двигателем внутреннего сгорания, а в перспективе и электромобили «Москвич». При этом доля компании Renault в концерне «АвтоВАЗ» отошла столичному Научно-исследовательскому автомобилестроительному институту «НАМИ», подведомственному Минпромторгу

«Конкурентоспособность конструкторской и инженерной команды НАМИ подтверждена созданием на основе единой модульной платформы автомобилей под брендом Aurus», — отметил министр промышленности и торговли Денис Мантуров, обосновывая перспективность НАМИ как управленца «АвтоВАЗа».

Aurus — российские автомобили элитного класса, производство которых, как сообщал «МК», запущено в 2019 году. В марте Евросоюз запретил экспорт в Россию предметов роскоши, в том числе дорогих автомобилей.

Автоблогеру Давидычу (Эрик Китуашвили) при помощи своих подписчиков удалось провести тест-драйв автомобиля Aurus Senat. По его словам, в машине был найден ряд недоработок. Открыв капот машины, на деталях двигателя «русского Роллс-Ройса» блогер, с его слов, обнаружил надпись «Made in Germany». Автоблогер Академик (Константин Заруцкий), сделавший гораздо более позитивный обзор VIP-машины, тоже выявил в ней ряд неудобств: руль, по его мнению, находится далеко от водителя, а задняя дверь тяжелая и так трудно закрывается изнутри, что, такое ощущение, из авто в этот момент можно выпасть.

Федеральное государственное унитарное предприятие «Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт «НАМИ» является одним из учредителей ООО «Аурус», производящего элитные автомобили Aurus нескольких видов. Второй учредитель — ООО «Фонд обороны, безопасности и развития Тавазун» (страна происхождения Объединенные Арабские Эмираты). Третьим учредителем выступает ПАО «Соллерс Авто», собиравшее на территории России автомобили Ford.

До января 2022 года ООО «Аурус» руководил Адиль Ширинов, значимая персона в российском автопроме, генеральный директор «УАЗ» и исполнительный директор в Ford Sollers. Как сообщало издание «Дром», Адиль Ширинов покинул пост в «Аурус» якобы в связи с тем, что серийное производство VIP-автомобилей не было налажено, а качество предсерийных экземпляров не отвечало желаемым стандартам. Теперь предприятием руководит Николай Ходосевич, экс-исполнительный директор ООО «Аурус». Издание Motor писало в январе 2022 года, что ООО «Аурус» может перейти под контроль и учредительство «КАМАЗ», возглавляемого Сергеем Когогиным. Главный держатель акций «КАМАЗ» — госкорпорация «Ростех», возглавляемая Сергеем Чемезовым.

Изначально Aurus собирался на заводе «Соллерс-Елабуга» в Татарстане. «Ъ» писал, ссылаясь на слова главу Минпромторга РФ Дениса Мантурова, что производство Aurus планируется продолжить на базе мощностей НАМИ в Москве.

Понятно, почему правительству Москвы отошла доля акций автозавода Renault, отметил в комментарии изданию «Нос» эксперт в области открытости информации Илья Шуманов.

«Объект всегда частично находился в собственности правительства Москвы. Французы его выкупали, исторически это был московский актив. Сейчас он возвращается. Исходя из этого, и ресурса, и влияния мэра Собянина, видимо, оказалось достаточно, чтобы напомнить, что этот завод изначально строился как актив не федеральный, а уровня вложений правительства Москвы. Не знаю, насколько реалистичны планы по созданию АО «Москвич» — с учётом и утраченных технологий, и достаточно сложной конъюнктуры, падения спроса на автомобили. Мне кажется, это больше публичные заявления, чтобы не было массовых сокращений, форма обеспечения рабочих мест через приобретение этого актива. Денег у правительства Москвы много, они могут позволить себе такие эксперименты», — рассказал эксперт.

Трудно оценить эффективность работы на рынке государственных промышленных холдингов, отметил Илья Шуманов: «Любая форма государственного капитализма — это инородная модель. В ближайшее время мы можем столкнуться с искусственным поддержанием спроса на продукцию, производимую этим заводом. Хороший пример — автомобиль марки Aurus, который в серийное производство так и не поступил, до сих пор проводятся испытания. Этот проект был передан отдельному юридическому лицу и курируется Денисом Мантуровым, это значимый для Министерства промышленности и торговли, значимый для Мантурова проект, некий символ импортозамещения. Но 400 миллионов долларов, которые должны были быть потрачены на этот проект, к серийному производству пока не привели».

Эксперт предположил, что могут возникнуть некоторые коррупционные риски при производстве российского VIP-автомобиля.

«При формате работы, когда правительство или Минпромторг поручает конкретному предприятию, в данном случае ФГУП «НАМИ», строить автомобили, а заказчиком этих автомобилей является ФСО — при этом формате образуется «треугольник» из государственного заказчика и государственных производителей. Обыватель может увидеть этот автомобиль только на параде или в кортеже. Оценить качество работы мы не можем, автомобиль не предоставлен в свободную демонстрацию, мы можем видеть только заявления производителей и потребителей. Это символ импортозамещения, «русский Роллс-Ройс», его репутацию будут защищать всеми способами», — подчеркнул собеседник издания.

Коробку передач для автомобиля разрабатывала калининградская компания «КАТЕ», супруге главы «Ростеха» Екатерине Игнатовой, рассказал Илья Шуманов.

«Екатерина Игнатова входит в наблюдательный совет «КАТЕ. В Калининграде коробки передач производят всё равно из импортных запчастей. Понятно, что Aurus является во многом импортным автомобилем. Именно для этого проекта закупаются привезённые панели, пластик и много чего зарубежного. Нельзя сказать, что это от начала до конца российский проект. Аналогичная история с импортозамещением, которым занимался «Ростех» — аппараты искусственной вентиляции легких, на 90% состоящие из зарубежных запчастей», — добавил Илья Шуманов.

Автор: Николай Васильев

Теги: Россия | автомобиль | АвтоВаз | renault |

Социальные сети