Кто решил избавить «Газпром» от монополизма в секторе экспорта СПГ и к чему это приведёт?
843
На этой неделе в «Газпроме» обеспокоились чрезмерным экспортом сжиженного природного газа
Во время выступления в Госдуме представитель холдинга Кирилл Полоус не исключил, что это может привести к дефициту топлива на внутреннем рынке страны. Комментируя внесенный минувшим летом на рассмотрение законопроект, дающий отдельным компаниям право экспортировать сжиженный природный газ без привязки к месторождениям, он отметил, что компании, получающие такое право, могут начать продавать за рубеж СПГ в ущерб насыщению внутреннего рынка. Он также сообщил, что президент России Владимир Путин поручил внести проект «Новатэка» «Мурманский СПГ» в Энергетическую стратегию РФ и ускорить принятие законодательства о либерализации экспорта СПГ.
По действующему законодательству экспортировать природный газ имеют право сам «Газпром», принадлежащие ему на 100% дочерние предприятия, другие госкомпании, работающие на морском шельфе, а также частные компании, которым на 1 января 2013 г. была выдана лицензия на строительство СПГ-завода на определенных участках недр, а добыча на этих участках началась после 1 января 2013 г. Этим условиям соответствуют в том числе некоторые проекты «Новатэка».
Законопроект, предполагающий отмену привязки к конкретному месторождению при экспорте СПГ, был инициирован депутатами Госдумы, поскольку снятие действующих ограничений необходимо для успешной реализации проекта «Мурманский СПГ», где добычей, транспортировкой и сжижением газа будут заниматься разные юрлица. Минэнерго и комитет Госдумы по энергетике предложение одобрили, а глава комитета Павел Завальный уточнил, что в связи с соответствующим поручением президента рассмотрение поправок должно пройти в короткие сроки. Риски нарушения баланса на внутреннем рынке или допуска к экспорту ненадёжных компаний должны быть минимизированы благодаря особым условиям, прописанным в законопроекте. В частности, новым правом смогут воспользоваться лишь компании, реализующие СПГ-проекты мощностью более 20 тонн в час, если более 50% доли в них принадлежит лицам с правом прямо или косвенно распоряжаться более чем половиной доли в компаниях, имеющих право на экспорт СПГ.
Однако предупреждение представителя «Газпрома» о возможном дефиците газа внутри страны игнорировать также не стоит. Ведь ещё не завершился острый кризис на рынке бензина и дизеля, одной из причин которого стал как раз приоритет экспортных поставок, оказавшихся более выгодными, над внутренними потребностями страны.
Экономисты оценивают ущерб для населения от скачка топливных цен и временного дефицита примерно в 100 млрд рублей. В случае с газом беспокойство по поводу обеспеченности российского рынка может быть вызвано и тем, что в текущем году, по некоторым данным, сокращаются общие объёмы его добычи.
Грозит ли дисбаланс газовому рынку, если у российских компаний расширятся возможности для экспорта, и как в целом можно оценить предложенный законопроект, «Нос» спросил у экспертов.
«Законопроект действительно кажется спорным, однако первое чтение он уже прошел, несмотря на протесты «Газпрома», поэтому я бы не исключал, что поставки на внутренний рынок станут менее интенсивными. Курс на либерализацию поставок был взят по велению президента Владимира Путина. Сделано это во имя подключения к системе новых заводов. Приведет ли это к дефициту или остановке производств? Однозначно, нет. Почему это не нравится «Газпрому»? Ответ прост: холдинг является монополистом в данном секторе, другие предприятия могут экспортировать СПГ только через контракты с «Газпромом». Если законопроект будет принят, «Газпром» этого преимущества лишится», — объяснил экономист Александр Надуваев.
Он добавил, что законопроект не предполагает оформления новых компаний, которые займутся экспортом СПГ. Речь идёт только о дочерних предприятиях. В частности, такими правами будут наделены подразделения «Новатэка».
Экономист Владимир Штыков уверен, что риски от принятия законопроекта значительно более серьёзные. По его словам, эта инициатива нарушает энергетическую безопасность страны.
«Какова цель принятия подобных мер? В первую очередь, выполнить поручение президента и обеспечить производство 100 миллионов тонн СПГ в год. Однако этого можно достичь и без таких законопроектов. Избыток российского газа на внешнем рынке существенно снизит его конкурентоспособность. Внутренний рынок тоже может столкнуться с изменением ценовой политики по аналогии с нефтепродуктами. Принятие таких изменений безусловно продавливают те, кто планирует заработать на экспорте», — считает экономист.
Что касается сокращения добычи газа, Штыков уверен, что этот факт на уровень обеспечения внутреннего рынка ресурсами окажет минимальное влияние ввиду наличия больших запасов топлива.
О том, что России вряд ли угрожает физическая нехватка газа, изданию «Нос» рассказал руководитель управления аналитических исследований ИК «Ива Партнерс» Дмитрий Александров.
«Угроза дефицита газа на внутреннем рынке не выглядит серьёзной с учётом проблем с экспортом на европейский рынок. При этом внутренний рынок на текущий момент позволяет работать в прибыль, хотя всё это, ввиду низких внутренних цен, довольно чувствительно к налоговой нагрузке, прежде всего к НДПИ. С учётом снижения добычи «Газпрома» и возможности активного наращивания добычи со стороны ВИНК, «Новатэка» и малых региональных газодобытчиков риска дефицита в нынешних условиях нет», — считает аналитик.
«Естественно, что «Газпром» выступает против законопроекта, который позволяет возникнуть конкуренции за экспорт газа», — отметил ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.
Он напомнил, что поправки принимаются ради реализации проекта «Мурманский СПГ», который будет ориентирован на европейский газовый рынок. Поэтому существуют шансы на то, что поставки СПГ, которые будут осуществляться другой компанией, составят конкуренцию трубопроводным поставкам «Газпрома».
По словам Юшкова, под условия, прописанные в законопроекте, подходит только «Мурманский СПГ».
«Ни для кого не секрет, что законопроект пишется под «Мурманский СПГ». И понятно, что «Газпром» его критикует, потому что это проект «Новатэка». Приведёт ли это к дефициту газа на внутреннем рынке? Нет, не приведёт. Потому что даже сам «Газпром» заявлял, что на действующих месторождениях, не делая никаких новых вложений, он может увеличить добычу на 150 млрд кубов. И это ещё до того, как сократились поставки на европейский рынок. С прошлого года экспорт туда снизился на 135-140 млрд кубометров, т.е. суммарно один только «Газпром» может увеличить производство для внутреннего рынка почти на 300 млрд кубометров. Так что запас прочности есть», — сказал Юшков, добавив, что существуют и новые месторождения, которые при необходимости можно начать разрабатывать, поэтому дефицита газа точно не предвидится.
«Кроме того, сам «Новатэк» заявляет, что помимо строительства завода по сжижению газа в Мурманской области и прокладки трубы в Белокаменку, где будет расположен этот завод, он также начнёт разрабатывать собственные месторождения на юге Гыданского полуострова и подключит их к единой газотранспортной системе. То есть «Новатэк» не просто будет брать газ из газотранспортной системы и куда-то продавать, а сам начнёт разрабатывать месторождения специально под проект «Мурманский СПГ». По крайней мере, так в компании заявляют, — рассказал эксперт. — Ещё «Газпром» использует другую аргументацию. Когда газ экспортируется трубопроводным транспортом, «Газпром» платит с этого налог на добычу полезных ископаемых, в бюджет идут дополнительные доходы. А в случае с «Новатэком» этих выплат не будет, поскольку экспорт СПГ у нас освобождён практически от всех сборов. Там временно действует нулевая ставка по НДПИ, нулевая ставка экспортной пошлины. Этот режим введён на 12 лет или до определённого объёма накопленного производства. Там добыча идёт сверх установленных лимитов, так что льготный период закончится раньше, но лет 10 бюджет ничего с этого получать не будет. Целесообразнее давить на эту «болевую точку», а не на дефицит на внутреннем рынке». Впрочем, по словам ведущего эксперта ФНЭБ, принятию законопроекта даже было посвящено отдельное совещание президента с членами правительства, поэтому вопрос, судя по всему, решённый, и в «Газпроме» это тоже понимают.
«Что касается повышения нефтегазовых доходов бюджета, то да, определённый мультипликативный эффект «Мурманский СПГ» будет иметь и для федерального бюджета, и для бюджета Мурманской области. Но, опять же, этот проект, скорее всего, будет пользоваться теми же налоговыми льготами, что и «Ямал СПГ», и «Арктик СПГ-2», и основные доходы бюджет начнёт получать лет через 10, когда кончится льготный период», — пояснил Юшков.
Говоря о динамике добычи газа в России, эксперт отметил, что дальнейшего снижения добычи и экспорта сейчас не наблюдается.
«С сентября 2022 года ничего практически не поменялось. До этого был эффект высокой базы, поэтому разница между первым полугодием 2022-го и первым полугодием 2023-го значительная, но с сентября-октября прошлого года, когда уже стояли «Северный поток», газопровод «Ямал – Европа» и один из трубопроводов через Украину, ничего не поменялось. Дальнейшего снижения добычи тоже нет. Суммарно экспорт даже слегка растёт, потому что в плановом порядке увеличиваются поставки по «Силе Сибири» в Китай. И о каком-то дефиците на внутреннем рынке говорить, опять же, не приходится. У нас с советских времён огромный переизбыток предложения. Особая ситуация складывается в изолированных газотранспортных системах, на Камчатке, на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири, там действительно есть вопросы к ресурсной базе. Но в единой газотранспортной системе, включающей в том числе центральную Россию, таких проблем нет и в ближайшие годы не предвидится», — заключил Юшков.