Сетевое издание

Я ищу ...

На обновленный «Москвич» зовут китайцев с проектом отверточной сборки?

На обновленный «Москвич» зовут китайцев с проектом отверточной сборки?
Фото: коллаж «Нос»

21 Мая 2022 13:06:02

3320

Эксперты не исключают, что только при участии китайских компаний московские власти успеют сдержать обещание и до конца текущего года наладить на автозаводе производство, вместо ушедшей Renault

После инсайдов в СМИ о том, что к выпуску легковых машин на заводе в столице, освободившемся после ухода Renault и вернувшем название «Москвич», могут подключить китайские компании, которые, возможно, начнут работу фактически в режиме отверточной сборки, чиновники начали бурное обсуждение импортозамещения как такового. Накануне главной, дающей пищу для размышлений по этой теме, была новость по этому проекту, однако никто из медийных лиц слово «Москвич» не упомянул, ограничившись «электромобилями».

Толчок дискуссии дала спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко, высказавшись в интервью «Известиям» за то, чтобы «специальная государственная программа импортозамещения (была) актуализирована и пересмотрена. Там предлагались слишком плавные темпы импортозамещения. Сейчас надо ускоряться, обратить внимание на чувствительные отрасли, понять, где у нас существует острая зависимость, и как ее в кратчайшие сроки преодолеть».

Вряд ли глава Совфеда имела в виду проект возрождения завода «Москвич», поскольку на публикацию интервью обычно требуется согласование, что занимает время, а новости о проекте пришли буквально на днях.

Однако почти одновременно с заявлением Матвиенко СМИ сообщили подробности о проекте выпуска автомобилей на освободившихся мощностях завода в столице. Как и предполагало 17 мая издание «Московские ведомости», к делу хотят подключить китайцев, хотя мэр Сергей Собянин говорил, как о партнере, только о «КАМАЗе».

Власти Москвы, «КАМАЗ» и Минпромторг ведут переговоры с автоконцернами из Поднебесной, в частности — с JAC Motors, FAW, BYD и другими брендами. Их автоплатформы могут лечь в основу будущего автомобиля под советским брендом. «Ведомости» пишут со ссылкой на свои источники, что «КАМАЗ» якобы ведет переговоры о локализации в столице компактного электрокара JAC; российская сторона рассчитывает завершить переговоры в течение двух недель.

Любопытно, что профильные автомобильные ресурсы в качестве отдельной новости, уже сообщили о новых китайских моделях, припаркованных рядом с бывшим заводом Renault.

Если договориться с китайцами не удастся, «КАМАЗ», вероятно, займется производством самостоятельно. Правда, тогда ждать выхода автомобиля придется долго, так как у производителя нет своих сертифицированных моделей в легковом сегменте. У поволжского гиганта существует проект компактного городского электромобиля «Кама». Но в краткосрочной перспективе производство «Камы» вряд ли возможно.

А мэр Сергей Собянин обещал выпуск первого нового «Москвича» в конце текущего года, причем пока речь шла о машине с двигателем внутреннего сгорания. Можно предположить, что россияне действительно надеются на китайскую помощь.

Эксперты говорят, что глубокую локализацию производства на «Москвиче» организовать вряд ли получится: к примеру, на заводе нет мощностей по штамповке, а поиск альтернативных поставщиков займет некоторое время. Поэтому, скорее всего, для сохранения загрузки завода на начальном этапе в Москву будут просто поставлять машинокомплекты.

Подхвативший у Валентины Матвиенко тему перспектив импортозамещения председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов вопрос актуализировал и обострил, заявив в своем Telegram-канале: «Мы можем позволить себе сказать по-другому: программа импортозамещения в значительной степени была провалена». По его мнению, «сейчас у некоторых руководителей есть простое желание не добиваться нашей экономической независимости, а пересадить нашу промышленность, а вместе с ней экономику, на новую, теперь китайскую, «иглу», поменяв логистику закупок и «инвесторов». А если допустить, что в будущем американцы всё-таки додавят Китай или предложат ему более выгодные условия, что тогда?»

Кабанов призвал «урезать аппетиты ряда заинтересованных лиц, которые свои личные интересы ставят выше государственных, запуская неактуальные на сегодня проекты, например, электромобили».

Почему электрокары он назвал неактуальными, эксперт не уточнил. Можно предположить, что оценки Кабанова вызваны предположениями ряда СМИ о планах фактически отверточной сборки китайских машин на «Москвиче».

Кабанова поддержал председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству Андрей Клишас, написав: «Совершенно верно. Программа импортозамещения провалена полностью. Кроме бравурных отчётов отраслевых ведомств, нет ничего. Наши люди это видят и по товарам народного потребления, и во многих других сферах».

«Парламентская газета» опубликовала дополнение Клишаса к реплике: сенатор считает, что есть только одна сфера, в которой после 2014 года имеются наглядные результаты по импортозамещению — это сельское хозяйство, производство продуктов.

Кабанов, в свою очередь, призывает к ревизии крупных проектов с бюджетными финансированием или поддержкой для отказа от ранее поставленных конкретных задач, нецелесообразных на данном этапе, и наказанию ответственных за их невыполнение. Кого он имеет в виду, не уточнил.

Кремль не считает, что программа импортозамещения не выполнена. «Говорить о том, что все провалено — вряд ли можно с этим согласиться. То, что есть невыполненные планы, да, наверняка. Мы с вами не живем и не работаем в идеальных условиях, условия, наоборот, агрессивные», — сообщил представитель Кремля Дмитрий Песков, комментируя ТАСС высказывания сенатора Андрея Клишаса.

«Конечно, нельзя, что называется, почивать на лаврах, потому что еще многое предстоит сделать, и сделать не в обычном, а в авральном режиме, с учетом тех условий, в которых мы существуем. (Сейчас) принципы, режимы и методология работы должны быть абсолютно другими. Лишь это позволит нам справиться с теми задачами, которые перед нами стоят в связи с известной ситуацией», — подчеркнул чиновник.

Автор: Борис Куркин

Теги: производство | проект | renault | Москвич |

Социальные сети