Россияне переходят на более дешёвые услуги дополнительного образования для детей
623
В I квартале 2024 года оборот всех компаний в сфере образования вырос на 3% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. При этом число платежей выросло на 33%, число плательщиков – снизилось на 4%, а сумма среднего чека упала на 23% и составила 2373 рубля
Из этого исследователи делают вывод, что у россиян становятся более популярными недорогие услуги по дополнительному образованию для детей. При этом в целом допобразование в различных форматах остаётся весьма востребованным. Около 40% семей с детьми обращаются к разным курсам и услугам репетиторов. Это выяснили в своём совместном исследовании сервис приёма платежей UKassa, компания UMoney и образовательная компания «Фоксфорд». Наибольшим спросом пользуется подготовка к школьным экзаменам и олимпиадам. А самую высокую динамику показал рынок услуг по дополнительному образованию при вузах. За год оборот в этом сегменте вырос втрое, что отражает заинтересованность абитуриентов в качественной подготовке к поступлению в определённые университеты.
Ранее клинический психолог Валерий Ивановский рассказывал «Московской газете», что всеобщая потребность в репетиторстве, отмечаемая в последние годы в России, является сложным комплексным феноменом, который отражает и несовершенство системы образования, и психологические комплексы некоторых родителей:
«Я думаю, что наиболее фундаментальной причиной явилось то, что система образования так или иначе оказывается не совсем комфортной и адекватной конечному потребителю знаний, причем мы берем здесь и детей, и их родителей. Поэтому и возникла такая ситуация, когда те недоработки, которые существуют в системе образования, необходимо было компенсировать, в том числе при помощи репетиторов».
По словам клинического психолога, стремление нанять ребёнку репетиторов по разным предметам и отправить его в большое количество кружков может быть и попыткой родителей справиться с неким чувством вины, которое может возникать из-за чрезмерной занятости и невозможности уделять достаточно времени своему ребёнку, совместному досугу и т.д. Кроме того, родители могут автоматически переносить на ребёнка собственную неполную реализацию в жизни и пытаться вместить в детей как можно больше знаний, чтобы, с точки зрения взрослых, повысить шансы на будущую успешную карьеру и благополучие. Наконец, родителям может казаться, что они сами не обладают достаточной компетентностью для воспитания ребёнка, поэтому ответственность следует переложить на профессиональных педагогов. Однако следствием такой заботы о будущем ребёнка нередко становятся чрезмерные умственные нагрузки и психологические комплексы самого ребёнка из-за того, что он не может оправдать надежды родителей на получение образования. Поэтому к репетиторству всегда нужно относиться с осторожностью и здраво оценивать, действительно ли ребёнку необходимо получить дополнительные знания в определённой области.