РПЦ начнет отмечать День святого Патрика
2570
В список почитаемых на Руси святых вошли еще 14, среди них – святой Патрик.
9 марта на заседании Священного Синода РПЦ, председатель Комиссии по составлению месяцеслова РПЦ митрополит Калужский и Боровский Климент предложил включить в месяцеслов имена древних святых, подвизавшихся в западных странах, сообщается на официальном сайте патриархии.
Комиссия по составлению месяцеслова РПЦ провела работу над формированием списка древних святых, подвизавшихся в пределах Запада, на основании сведений об их почитании православными в западноевропейских епархиях РПЦ, а также на основании традиции их почитания в других Поместных Православных Церквях.
При рассмотрении вопроса о включении в месяцеслов святых, подвизавшихся в Центральной и Западной Европе до 1054 года, Комиссия руководствовалась следующими критериями: безупречным исповеданием православной веры; обстоятельствами, при которых состоялось прославление; отсутствием упоминания имени святого в полемических трудах по борьбе с Восточной Церковью и восточным обрядом; современным почитанием в зарубежных епархиях РПЦ и Поместных Православных Церквах.
Кроме того, при работе учитывались сведения, содержащиеся в «Полном месяцеслове Востока» архиепископа Сергия (Спасского), докладе святителя Иоанна (Максимовича) Архиерейскому Синоду Русской Зарубежной Церкви в 1952 году, статьях «Православной энциклопедии», а также в синаксаре, составленном иеромонахом Макарием из святогорского монастыря Симонопетра.
Трудно прогнозировать энтузиазм, с которым православные россияне будут отмечать дни, к примеру Понтика и Бландины, замученных кем-то во втором веке н.э., или еще десятка древних святых. А вот с Днем святого Патрика все проще – его уже давно отмечают с 1993 года, причем с большим размахом – если говорить о кельтских фестивалях в Москве.
Кельтика у нас как вошла в моду с 90-х, так и не выходит. Она доминирует среди тату и молодежных амулетов. Велика армия кельтоманов среди меломанов. Молодые люди в зелёных плащах, с деревянными мечами создали в Москве какую-то удивительную субкультуру на основе британской мифологии, бьются на этих мечах, то в Царицыно, то на Арбате. Афиши сообщают о секциях ирландских танцев по всей Москве – и это здорово. Но, более всего кельтика в Москве ощущается в День святого Патрика: зеленые плащи, ирландское пиво, кельтская музыка и танцы, праздничные шествия, в которых принимают участие и богатыри собачьего мира ирландские терьеры (кажется, в Москве неплохое их поголовье – прим.авт.).
Теперь праздник святителя Патрикия, просветителя Ирландии, или, как мы уже привыкли его называть святого Патрика будет официально отмечаться и в РПЦ.
Любопытно, что ровно на том же сайте МП, 19 марта 2007 года, устами руководителя службы коммуникаций Отдела внешних церковных сношений МП, священника Михаила Прокопенко было заявлено (по поводу празднования москвичами дня святого Патрика – прим.автр.) следующее… «Мы ― не ущербный народ, у нас богатый культурно-исторический опыт, и наша духовная традиция не нуждается в каких-то срочных заимствованиях».
По мнению Михаила Прокопенко, российской молодежи не мешает больше присматриваться к традициям собственного народа и отечественному календарю, предлагающему «ничуть не меньше поучительного, назидательного, не меньше поводов для веселья и размышлений. …«Пивное брожение и бурление», часто сопровождающее празднование Дня святого Патрика, «мало вписывается в церковный календарь» – заключил отец Михаил.
Не имеет смысла приводить мнения других клирикалов, корпоративное чувство в РПЦ развито необыкновенно, тогда все приблизительно то же проповедовали. Зато сегодня, едва ли во всей РПЦ можно будет найти хоть одного клирика, выступившего против того, чтобы официально, в рамках православной традиции отмечать День святого Патрика. И пивное брожение с бурлением никого не смутит. Кажется, для РПЦ пришла пора познакомиться со святым Патриком поближе. Но дело, похоже, не в святом Патрике. Около четверти века в столице отмечают день Патрика, без преувеличения, ставший уже московской традицией (хотя в Питере и др. городах тоже отмечают – прим.авт.). Проводят шествия, пьют ирландское пиво, множество умельцев-кустарей наловчились делать кельтские магические талисманы, а главное, образы самого Патрика – изгоняющего змей, побеждающего друидов и т.д.
Отбросим на минуточку политкорректность и скажем прямо – речь идет о сотнях тысяч покупателей сувенирной продукции, которые теперь смогут приобретать ее вероятно в церковных лавочках, а заодно прикупая и свечи – ну как же святому Патрику, да свечу не поставить? Ведь он теперь официально наш!
Похоже РПЦ постарается ассимилировать эту удивительную самобытную московскую кельтику.