Американские школы всё чаще запрещают телефоны: опыт образования без смартфонов

51
Соединённые Штаты переживают масштабную трансформацию образовательной среды: школы по всей стране внедряют запрет на использование смартфонов в течение учебного дня
К началу 2025 г. уже 34 штата приняли законы или исполнительные инициативы, ограничивающие использование мобильных устройств в школах – один из самых значительных сдвигов в педагогике последнего десятилетия.
Ответ «образования» современным проблемам
В этом году Нью-Йорк стал крупнейшим штатом в стране, принявшим требование о запрете смартфонов в более чем 700 школьных округах, включая государственные школы с миллионом учащихся. Губернатор штата Кэти Хоукул, продвигая эту инициативу, заявила: «Смартфоны, наушники и мобильные телефоны не должны быть разрешены – психическое здоровье наших молодых людей, особенно в средней и старшей школе, ухудшается».
Тенденция охватила очень разные штаты вне зависимости от политической позиции. Флорида стала первопроходцем, ограничив использование мобильных телефонов в классах ещё в 2024 г. Будучи в «авангарде», власти штата пошли дальше: теперь Флорида требует ограничение доступа к социальным сетям. За «пионером» последовали Техас, запретивший «персональные устройства связи» в течение учебных часов, и Калифорния – установила крайний срок 2026 г. для разработки школами стратегии ограничений.
Согласно данным Национального центра образовательной статистики, в 2025 г. 77% государственных школ запрещают учащимся использовать мобильные телефоны во время любых занятий, причём начальные школы (elementary schools) проявляют большую строгость – 86%, по сравнению со средними школами (middle schools) – 55%. Более регуляторные руководства, 30% школ, запрещают использование телефонов не только во время уроков, но и во время обеда, перемен и внеклассных мероприятий.
Технические решения и практическая реализация
Одним из наиболее распространённых технических решений стали магнитные чехлы Yondr, благодаря которым в новом образовательном «тренде» уже более 2,5 млн школьников по всей стране. Они представляют из себя «мягкие сейфы» для хранения устройств, которые сохраняют ваш телефон в безопасности, но не позволяют им пользоваться. Основатель компании Yondr отмечает: их продукт помогает создать «пространство без телефонов», где у людей «появляется возможность насладиться опытом реальной жизни».
Исследования эффективности Yondr показывают, что 86% школ сообщили об улучшении безопасности и здоровья учащихся, 84% отметили повышение вовлечённости в класс, а 68% зафиксировали академические улучшения. В одном из школьных округов Нью-Йорка использование Yondr привело к «полностью трансформационному» изменению в результатах учащихся: увеличение показателей академической успеваемости до 6,27% и снижение поведенческих нарушений на 44%.
Научные обоснования и противоречия
Исследования международных организаций поддерживают начинания американских законодателей. Доклад Программы по оценке образовательных достижений учащихся (Programme for International Student Assessment – PISA) показал: 30% учащихся стран Организации экономического сотрудничества и развития (The International Organization for Economic Cooperation and Development – OECD) отвлекаются на цифровые устройства в большинстве или на каждом уроке математики. Опасность для внимания школьника представляют даже зависимости одноклассников: 25% учащихся отвлекаются из-за использования устройств другими учащимися.
Согласно данным OECD, умеренное использование гаджетов для образовательных целей коррелирует с более высокими показателями, в то время как даже небольшое время, проведённое за развлечениями в школьные часы, связано с падением успеваемости.
Тем не менее, научное сообщество не единодушно в оценке эффективности школьных запретов на телефоны. Новое исследование, опубликованное в журнале The Lancet Regional Health Europe, изучившее 1227 подростков из 30 школ Великобритании, не обнаружило связь между ограничительной политикой и улучшением психического благополучия, тревожности, депрессии или качества сна. Несмотря на это, исследование подчёркивает снижение экранного времени: с ограничениями, школьники использовали телефон примерно на 40 минут меньше в течение школьного дня.
Критики исследования The Lancet указали на несколько методологических недостатков: различия между «ограничительными» и «разрешительными» школами были не столь значительными, а их мера академической успеваемости была «слишком грубо подсчитана».
Практические результаты
Отзывы в социальных сетях и официальные отчёты школ США демонстрируют «живые» примеры позитивных изменений. Так, одна школа из города Луисвилл, штат Кентукки, сообщает о резком росте книг, взятых учащимися в библиотеке – 67% с 2024 по 2025 гг. Директор школы отметила: «Определённо чувствуется другая атмосфера. Её трудно измерить количественно, но она очевидна, когда вы общаетесь со студентами, ходите по коридорам и посещаете классы».
Большое количество практических примеров в разных учебных заведениях США позитивно влияют на общественное мнение. Опросы показывают широкую поддержку педагогического сообщества: 90% членов Национальной ассоциации образования поддерживают новую политику, а 83% – за запрет в течение всего учебного дня.
По данным ЮНЕСКО, к концу 2023 г. 60 образовательных систем разных стран – 30%, имели запреты на использование смартфонов в школах в своих законах или политике, а к концу 2024 г. это число значительно увеличилось.
Американский опыт демонстрирует: школьные запреты на телефоны представляют собой один из редких двухпартийных вопросов современной политической среды США. Как отмечают исследователи, «ни одна школа ещё не сожалела о переходе к режиму без телефонов» — внедрение строгих запретов, как правило, остаются в системе на долгосрочную перспективу.
Создание образовательной среды без смартфонов требует комплексного подхода, требующего как технические решения, так и культурные изменения. Хотя исследования эффективности лишь развиваются, растущий консенсус среди педагогов и политиков только больше раскрывает преимущества сосредоточенной и свободной от цифровых зависимостей учебной среды. Пока что, новые меры перевешивают потенциальные недостатки ограничений.
Экспертное мнение
По мнению педагога школы «Совознайки» и преподавателя иностранных языков у российских и китайских школьников Кристины Золотарёвой, академические исследования помогают лучше понять настоящее влияние гаджетов на образовательный процесс, чтобы ограничительные меры не коснулись положительных аспектов использования устройств. Так, по мнению эксперта, соблюдение этого баланса поможет не отвернуть людей от данной практики в будущем.
«Как молодой педагог я нередко сталкивалась с ситуацией, когда ребёнок буквально не может оторваться от телефона. Порой это сложно контролировать, особенно когда речь идет об онлайн-занятиях. В интернете невозможно отслеживать, какой именно контент дети потребляют, и это нередко оказывает негативное влияние на ещё неокрепшую психику школьников.
Постоянный поток контента снижает концентрацию и повышает тревожность. И это не просто субъективная оценка. Современные исследования указывают: чрезмерное использование интернета может негативно влиять на психическое и эмоциональное развитие ребёнка. Были работы, в которых отмечается связь между частым онлайн-взаимодействием и повышенным уровнем тревожности, эмоциональной нестабильностью и трудностями в социальной адаптации. В этом смысле запрет на использование телефонов в школах — мера, которая действительно может помочь детям начать жить, радоваться и учиться без этой пагубной привычки скрыться в интернет-мир.
Но и следует понимать, насколько важно учить детей осознанному использованию цифровых технологий, ведь интернет может быть и фактором стресса, и, что самое главное – источником знаний — всё зависит от того, как и зачем ребёнок им пользуется.
Возможно, пассивный лекционный формат обучения и вовсе устарел, что наталкивает на мысли – образовательной системе стоит догонять время, внедрять современные методы и технологии в процесс обучения. В одном исследовании от 2014 г. указывалось, что применение так называемого «активного обучения» повышает средние баллы на экзаменах примерно на 6%. Учащиеся по стандартным программам, наоборот, в 1,5 раза чаще оказываются в зоне риска провала курса. «Активное обучение» или интерактив – это то, что действительно вовлекает и учит действовать, размышлять, дискутировать, творить.
Не могу не сказать о том, что инициатива должна идти не только от школы, но и от родителей. Да, мы не можем заставить детей вести себя как захочется нам, но я считаю, мы можем прислушаться к ним повнимательнее и предложить здоровые альтернативы досуга. Важно не просто «отобрать телефон», а построить ежедневную рутину так, чтобы ребёнку было по-настоящему интересно — тогда потребность в уходе в экран естественным образом снижается. Именно поэтому сейчас многие школы все чаще прибегают к игровым, активным методам обучения и индивидуальному подходу к каждому ученику, а родители обращаются в учреждения дополнительного образования и секции», – сказала изданию «Нос» Кристина Золотарёва.