Биг Мак попал в большую европейскую политику
981
Все чаще европейское правительство оказывает давление на крупные американские компании: в этот раз с трудностями столкнулась сеть ресторанов быстрого питания McDonald's, которая проиграла суд о защите своего товарного знака Биг Мак маленькой ирландской фирме, как две капли воды, напоминающей гиганта в сфере фастфуда. Как казалось бы несерьезная новость характеризует нынешнее состояние экономических отношений между ЕС и США?
Монополия на Биг Мак оспорена
Верховный суд Европейского союза постановил, что McDonald’s потерял монопольное право на использование своего товарного знака «Биг Мак», вынеся решение в пользу его ирландского конкурента Supermac’s по итогам долгого судебного разбирательства.
Биг Мак — гамбургер, состоящий из двух говяжьих котлет, сыра, салата, лука, соленых огурцов и соуса Биг Мак. Его изобрел в 1968 году франчайзи из Пенсильвании, который считал, что компании необходим универсальный бургер, который понравится взрослым и детям.
Спор между двумя сетями ресторанов разгорелся, когда Supermac’s подал заявку на регистрацию названия своей компании в ЕС, планируя открыть офисы в странах Евросоюза. McDonald's, узнав об этом, выступил против, заявив, что потребители будут сбиты с толку. Дело в том, что в Supermac's подавалась куриная версия Биг Мака под названием Майти Мак.
В ответ в 2017 году Supermac's подал запрос в ведомство интеллектуальной собственности ЕС об отзыве регистрации товарного знака McDonald's Big Mac, заявив, что американская компания не использовала это название для определенных категорий, которые не связаны конкретно с классическими говяжьими гамбургерами, в течение пяти лет.
В итоге суд ЕС постановил, что американский гигант в сфере быстрого питания не смог доказать, что он действительно использовал название Биг Мак для обозначения сэндвичей с курицей и других продуктов из птицы.
«McDonald's не доказал, что оспариваемый знак действительно использовался» в отношении сэндвичей с курицей, продуктов питания из птицы, заявил суд ЕС в пресс-релизе.
Supermac's ярко отреагировал на финал судебного дела. Его управляющий директор Пэт МакДонах обвинил McDonald’s в «издевательстве над товарными знаками с целью подавления конкуренции».
«Это важное решение об использовании товарных знаков крупными транснациональными корпорациями, которое основано на здравом смысле. Событие стало победой малого бизнеса во всем мире», — заявил МакДонах.
McDonald’s же сухо констатировал, что его бургеры, несмотря на решения судов, все равно популярнее.
«Решение Европейского суда не влияет на наше право на использование товарного знака Биг Мак, — говорится в заявлении компании для прессы. — Наш культовый Биг Мак любят клиенты по всей Европе, и мы рады продолжать с гордостью служить им так же, как мы это делали на протяжении десятилетий».
Глубокие причины битвы за Биг Мак
Новость о решении суда, конечно, рассматривалась многими, скорее, как забавный конфликт, однако на самом деле она раскрывает разногласия между Европой и США. Характерно, что тяжбы проходили на фоне торгового конфликта между Европейским союзом и США, который, правда, больше касается производства стали и алюминия.
США и ЕС иначе смотрят на курс по достижению экологической и экономической безопасности. Это создает препятствия для согласования единых правил и стандартов. Более того, и в Соединенных Штатах, и в Европейском союзе принимают меры для защиты своих производителей, что иногда приводит к конфликтам. Например, «Закон о снижении инфляции» (Inflation Reduction Act) в США предоставляет налоговые льготы для американских компаний, что вызывает недовольство европейских партнеров, которые считают подобные меры дискриминацией. Возможно, что давление на американскую корпорацию стало показательным ответом и громким заявлением о том, что Брюссель всегда будет стоять на стороне своих предпринимателей.