Чего ждать от внешней политики Испании после выборов?
1889
Сегодня в Испании проходят выборы депутатов обеих палат Генеральных кортесов. Гражданам королевства предстоит определить состав нижней палаты из 350 депутатов и 208 членов Сената.
Предварительные результаты голосования могут появиться уже сегодня вечером. О том, что действующий премьер-министр Педро Санчес решил провести в стране досрочные парламентские выборы, стало известно в конце мая, когда были обнародованы результаты местных выборов. Социалисты тогда потерпели существенное поражение, уступив соперникам из Народной партии большинство сразу в нескольких регионах, включая Мадрид. Санчес решил, что такие итоги свидетельствуют о сомнениях электората в правильности его политики, и пообещал развеять эти сомнения посредством досрочных парламентских выборов.
Интересно, что в соцопросах как в мае, так и сейчас правоцентристская Народная партия лидирует на общенациональном уровне. Однако голосов для формирования однопартийного правительства ей в любом случае не хватит, а значит в случае победы придётся создавать правящую коалицию. Вариант такой правой коалиции фактически один – Народная партия и ультраправая партия Vox. Именно на антипатию большинства избирателей к такой перспективе и сделали ставку в кабинете Санчеса. Профессор кафедры сравнительной политологии МГИМО Сергей Хенкин объяснял, что Vox в испанском обществе воспринимается в качестве прямых последователей франкизма, и пребывание такой политсилы в правящей коалиции для многих испанцев неприемлемо. Старший научный сотрудник отдела европейских политических исследований ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН Екатерина Черкасова уточняет, что такая коалиция не устраивает 60% избирателей. Таким образом, ставя сограждан перед угрозой прихода к власти ультраправых, Санчес предлагает им выбрать меньшее из зол. Одновременно он попытался при помощи «шоковой терапии» в максимально сжатые сроки преодолеть разногласия между своей Испанской социалистической рабочей партией и другими левыми объединениями, чтобы создать из них хотя бы на время предвыборной кампании монолитный блок, объединённый общей целью победы на выборах. По крайней мере формально это удалось. Новый левый блок Sumar, включающий в себя около двух десятков различных партий и движений, ясно дал понять, что готов к совместной с социалистами борьбе за парламент. В правом лагере, напротив, разногласия не преодолены даже внешне. Народная партия до последнего стремится избежать коалиции с Vox, чем сильно раздражает своих возможных будущих партнёров. Ситуацию для правоцентристов осложняет тот факт, что доверие граждан персонально действующему премьеру Санчесу всё же выше, чем лидеру НП Альберто Фейхоо.
Насколько успешно Санчес смог решить поставленные перед ним амбициозные задачи, станет ясно уже завтра, а пока стоит кратко проанализировать возможные последствия смены или сохранения испанского правительства для единой Европы и политики Испании на российском направлении. В первую очередь необходимо понять, существует ли вероятность снижения напряжённости в отношениях Испании и России в том случае, если выборы выиграют правые. На первый взгляд надежды на это не лишены оснований, если иметь в виду примеры «Альтернативы для Германии» или французского «Национального объединения», которые регулярно выступали за смягчение или отмену антироссийских санкций, а до февраля 2022 года открыто сотрудничали с Москвой по партийной линии. В настоящее время наиболее конструктивные отношения с РФ из всех европейских стран сохраняет Венгрия, где у власти также находятся консерваторы. Однако в случае с испанскими правыми ситуация выглядит иначе. В марте текущего года именно группа депутатов от партии Vox подняла вопрос о возможности прекращения торговли между Евросоюзом и Россией. Парламентарии сослались на последние данные исследований, согласно которым Испания несильно пострадает от разрыва связей с РФ, в том числе энергетических. На этом основании депутаты от Vox поинтересовались, собирается ли правительство претворять в жизнь этот сценарий. Конечно, на основании одного запроса делать далекоидущие выводы не стоит, однако наследников Франко в принципе сложно заподозрить в пророссийской позиции.
Кроме того, есть и другой свежий пример того, как приход к власти в европейской стране правых сил не привёл ни к расколу в ЕС, ни к сближению этой страны с Россией. Речь идёт об Италии, где после недавних выборов правящую консервативную коалицию возглавила Джорджа Мелони, молодой харизматичный лидер ультраправой партии «Братья Италии». Мелони, в прошлом занимавшая евроскептические позиции, возглавила итальянское правительство осенью прошлого года и выбрала курс на единство ЕС и НАТО, дальнейшую поддержку Украины и продолжение противоборства с Москвой. С тех пор Рим ни разу не выступал с возражениями против новых санкционных пакетов. По всей видимости, похожего курса можно ждать и от правого испанского правительства, если таковое появится.
Что касается сценария, при котором у власти останется левая коалиция во главе с Санчесом, тут всё ещё более очевидно. Санчес в ходе своего визита в Киев 1 июля пообещал Украине поддержку вне зависимости от того, какие расходы для этого потребуются. Следует учитывать, что визит состоялся в первый день испанского председательства в Совете ЕС, что, казалось бы, и не предполагало иной риторики. Однако и предвыборная кампания в этот момент была в самом разгаре, поэтому при желании Санчес мог смягчить формулировки, чтобы не отталкивать от левой коалиции потенциальных избирателей, не поддерживающих такую жёсткую внешнеполитическую позицию. Но этого сделано не было, а значит и изменений в реальных действиях кабмина, если он останется левым, не предвидится. Более того, Санчес пообещал также активную помощь Мадрида на пути к вступлению Украины в Евросоюз.
Более неопределёнными выглядят перспективы испанского председательства в Совете ЕС, если в Мадриде произойдёт смена власти. В июне Испания представила документ, содержащий ключевые цели её полугодового председательства. Среди них названы укрепление единства Евросоюза, возвращение в Европу ключевых производств, т.н. реиндустриализация, а также стремление к большей социально-экономической справедливости, включающее более строгий контроль уплаты налогов крупными компаниями. Если правящая коалиция в Испании сменится, успех председательства окажется под большим вопросом. Помимо того, что консерваторы придерживаются несколько иных взглядов на проблему миграции и взаимоотношения с большим бизнесом, много времени уйдёт на передачу дел новому кабмину внутри страны, и на активное участие в общеевропейских делах отведённых шести месяцев может просто не хватить.
Впрочем, доцент Барселонского института международных исследований Яннис Карагианнис призвал не преувеличивать важность испанских выборов для реформ на уровне ЕС. По словам специалиста, принципиальных различий во взглядах левых и правых мейнстримных партий Испании на общеевропейские проблемы не так уж много. Да и скорость решения вопросов в Совете ЕС зависит далеко не только и даже не столько от воли председательствующего. Ведь в Евросоюзе по большинству важных вопросов действует принцип консенсуса, предполагающий согласие всех 27 членов объединения. И если этого согласия по определённым направлениям не удаётся добиться порой на протяжении нескольких лет, наличие или отсутствие выборов в начале испанского председательства вряд ли повлияет на что-либо решающим образом.
В любом случае наихудшим исходом для Евросоюза и самой Испании в качестве председателя Совета ЕС стала бы не более-менее однозначная победа правых или левых, а затяжная политическая неопределённость, сопровождаемая созданием и распадом коалиций, правительственными кризисами и невозможностью сформулировать внятные задачи даже на ближайшее будущее. Старший лаборант-исследователь отдела международно-политических проблем ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН Мария Шпак напоминает, что такой период страна уже пережила с 2015 по 2019 год, когда досрочные выборы в парламент проводились четырежды, а каждая следующая правящая коалиция оказывалась столь же недееспособной, как и предыдущая. Если нечто подобное произойдёт в этот раз, Мадриду точно будет не до европейского председательства и продвижения важных инициатив на международной арене. Скорее всего, эти риски осознают и в ведущих испанских партиях, поэтому после подведения итогов выборов можно надеяться на их гибкость и готовность договариваться между собой.