Сетевое издание

Я ищу ...

Чем Ростех намерен заменить Boeing и Airbus в российском небе?

Чем Ростех намерен заменить Boeing и Airbus в российском небе?
Фото: Нос

18 Марта 2022 12:07:01

5249

Ростех, в структуру которого входят российские авиазаводы, сообщил о возможном возобновлении в ближайшее время производства самолетов Ту-214 и Ил-96. Их выпуск ранее был фактически свернут. О том, что такая возможность сейчас рассматривается, говорил руководитель госкорпорации Сергей Чемезов

«В условиях серьезных ограничений по эксплуатации гражданских самолетов иностранного производства масштабные задачи стоят перед отечественной авиационной промышленностью. Причем решать их необходимо в очень жесткие сроки. Это, в первую очередь, касается расширения производства существующих самолетов. Кроме того, необходимо рассмотреть возможность возобновления серийного выпуска среднемагистральных Ту-204/214 и российского широкофюзеляжного лайнера Ил-96», – отметил Чемезов.

Действительно, в последнее время отечественная гражданская авиация оказалась в жестких тисках международных санкций, повлиявших на все аспекты развития авиаотрасли. Эксперты называли принятые ограничения беспрецедентными в истории мировой авиации. Первый удар нанес Евросоюз, запретивший поставки или лизинг европейских самолетов в РФ, а также техобслуживание или страхование уже проданных лайнеров. Именно последние два пункта сделали меры особенно ощутимыми.

Через несколько дней, в начале марта о прекращении техподдержки и поставок запасных частей в Россию объявила американская компания Boeing. Наконец, бразильский производитель Embraer также покинул рынок России и прекратил все поставки. 15 самолетов этой марки эксплуатирует авиакомпания S7.

Таким образом, не только обновление авиапарка зарубежными самолетами, но даже текущий ремонт, практически постоянно необходимый воздушным судам, становится недоступным для отечественных перевозчиков. Всего на балансе авиакомпаний из РФ числится около тысячи лайнеров, примерно 820 из которых – иностранные. При взгляде на эти цифры масштаб проблемы становится очевидным.

«Ни одна страна в мире не производит всего комплекса деталей и механизмов, требующихся для производства самолета. Везде в мире налажена производственная кооперация, всем нужно что-то докупать. И для SSJ-100, и для МС-21 закупалось большое количество комплектующих», – рассказал эксперт Института транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов. Он добавил, что прежние ограничения простимулировали российского производителя начать самостоятельно выпускать некоторые элементы авионики. Однако теперь запрет импорта становится тотальным, и пока совершенно неясно, в какие сроки удастся наладить полный цикл собственного производства самолетов.

Даже те модели лайнеров, которые назывались российскими, на деле являются таковыми лишь отчасти и прямо сейчас без иностранных комплектующих выпускаться не могут. При этом SSJ-100 является сейчас единственным отечественным пассажирским самолетом, выпускаемым серийно.

Самый амбициозный проект последних лет – МС-21 уже сталкивался с проблемами из-за отказа зарубежных поставщиков от сотрудничества. Следствием этих трудностей становится регулярный перенос сроков введения в эксплуатацию этих лайнеров на более позднее время.

Учитывая все эти обстоятельства и то, что россиянам все же нужно на чем-то летать, предложение Ростеха вернуться к выпуску уже снятых с производства полностью отечественных самолетов выглядит чуть ли не единственно возможной экстренной мерой. Однако история производства лайнеров, модели которых называются Ростехом в качестве спасителей гражданской авиации России, не была простой даже в более спокойные времена, когда экономика страны была на подъеме.

Ту-214 является удлиненной модификацией пассажирского Ту-204, разработанного еще в СССР, и сейчас производится лишь малыми сериями для спецзаказчиков. За все время выпуска самолетов Ту-204 и его версий выпущено лишь 89 машин. Лайнер является одноклассником Airbus A320 и Boeing 737 и теоретически мог бы заменить их на маршрутах средней протяженности. Но темпы производства этих машин дают понять, что до замены всех Airbus может пройти не один год.

То же самое относится и к Ил-96. Это широкофюзеляжный дальнемагистральный самолет, также поднявшийся в небо еще в Советском Союзе. Воронежским авиазаводом выпущено меньше 40 единиц, и в нашей стране этот самолет сейчас эксплуатируется лишь специальным летным отрядом «Россия», осуществляющим перевозки первых лиц государства.

В прошлом году были свернуты работы над следующим поколениям самолета – Ил-96М. В аппарате вице-премьера Юрия Борисова тогда пояснили, что проект оказался невостребованным, и модель в серию не пойдет. Очевидно, что, если государство поставит такую задачу и найдет ресурсы, оживить малосерийное производство этих моделей возможно: на него зарубежные ограничения влияния не окажут. Однако возможность достичь объемов выпуска, необходимых для обеспечения потребностей нашей огромной страны, с учетом прежнего опыта, вызывает сомнения.

Впрочем, объемы самих авиаперевозок также сокращаются из-за санкций и общих экономических трудностей. Летчик «Аэрофлота» Андрей Литвинов свидетельствует, что количество рейсов уже сейчас, через пару недель после введения санкций, стало значительно меньше, как и самих пассажиров. Число зарубежных направлений упало практически до нуля, а из-за закрытия неба южной части страны снизилось и число внутрироссийских полетов.

«Самое страшное сейчас для авиации – санкции, потому что рано или поздно небо разблокируется и можно будет работать, но вопрос: на чем? С 8 марта «Аэрофлот» прекратил все зарубежные рейсы из-за того, что арестовывают самолеты российских перевозчиков, арендуемые у иностранных лизингодателей. Лететь-то, например, в Стамбул можно, а вот вернуться – это вопрос», – отмечает Литвинов и добавляет, что падение объемов перевозок уже ощущает вся гражданская авиация РФ.

Полеты в Сочи и Анапу рано или поздно возобновятся, возможно, откроется и большее количество зарубежных направлений. Однако авиабилеты, скорее всего, для граждан станут менее доступными. Удорожание неизбежно последует за теми сложностями, с которыми столкнулись отечественные авиакомпании. Представитель Росавиации недавно сообщил, что перевозчики должны будут самостоятельно искать поставщиков запчастей для своих самолетов в Турции, Индии и прочих третьих странах. Поставлять детали для РФ отказался даже Китай.

Дело в том, что ЕС обязал своих производителей при поставках запчастей в другие страны удостоверяться, не будет ли эта продукция в дальнейшем перепродана России. Даже если «серые» схемы поставок удастся наладить, стоить это будет сильно дороже. Эксперты даже не исключают, что из-за нехватки самолетов авиакомпании могут снимать с консервации и снова вводить в строй старые Як-42 и Ту-154.

Одним словом, будущее отечественной авиации остается туманным. Вопросы, кто, куда и на чем сможет летать в ближайшем будущем, пока остаются без четких ответов. Хотя инициатива Ростеха по стимулированию производства самолетов российской разработки, технически достаточно современных, может хоть немного снять напряжение в отрасли. Но пока это лишь планы, ожидающие своей реализации.

Автор: Алексей Черников

Теги: boeing | Ростех | airbus | авиазаводы |

Социальные сети