Экономисты назвали решение проблемы финансовой грамотности населения
1081
Вопросы повышения уровня финансовой грамотности и культуры должны быть неразрывно связаны с привитием морально-этических ценностей гражданам, считает доктор экономических наук Иосиф Дискин
По сообщению Минфина РФ, правительство утвердило Стратегию повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры до 2030 года. Главной задачей стратегии названо формирование ценностей и установок, которые будут помогать принимать правильные финансовые решения и противостоять мошенничеству в этой сфере.
По мнению доктора экономических наук Иосифа Дискина, одним только повышением финансовой грамотности обойтись не удастся. Важно чтобы этот процесс шел рука об руку с привитием морально-этических норм.
«Проблема финансовой грамотности несомненно является очень значимой. Уже хотя бы потому, что в России есть слои и группы населения, которые ведут себя финансово безответственно, загоняют себя в долговую кабалу, лишая собственные семьи ресурсов. Я говорю о зависимых людях, которые берут кредиты в микрофинансовых организациях на бутылку или на удовлетворение свой страсти к играм и так далее. Вообще, такие люди есть в любом обществе. Но важна их доля. И в России эта доля весьма велика. Поэтому стратегия развития финансовой грамотности должна быть прежде всего обращена к ним, иначе ситуация не поменяется. В этом смысле на первый план выходит даже не проблема финансовой грамотности, а общественной морали, в том числе ответственности за свои семьи и детей. В то же время утвержденная стратегия направлена на достаточно узкую часть людей, которые безграмотно ведут финансы и дела на фондовом рынке. А тут проблема не в отсутствии грамотности, а в характере, азартности. Но влияние стратегии на этих людей никак не изменит первую часть проблемы, то есть присутствие в обществе большого числа безответственных и асоциальных людей. А это, на мой взгляд, главное и основное», — отметил Иосиф Дискин.
По его словам, в России немногие занимаются проблемой связи морали и экономического поведения.
«Описанная мною проблема не решается только в рациональной плоскости. Поэтому молодому поколению еще со школы нужно сначала объяснять, что такое ответственность за семью и собственное будущее, а следом уже рассказывать, как пользоваться финансовыми возможностями и инструментами. Немецкий философ, социолог и экономист Макс Вебер, например, говорил, что именно связь морали и экономического поведения создала эффективный капитализм. А когда мораль начали разрушать, эффективность капитализма ушла. Кроме того, все знают кто такой Адам Смит (шотландский экономист XVIII века, — прим. авт.). Но не многие знают, что он по образованию не экономист, и что он был прежде всего профессором этики. Его первая большая работа называлась «Теория нравственных чувств» об основах этики в жизни. А проекция этой этики перешла в его знаменитый экономический труд «Исследование о природе и причинах богатства народов». Я упоминаю Смита, чтобы обратить внимание, что изначально у классиков экономическая теория была тесно связана с общественной моралью», — пояснил Дискин.
Кандидат экономических наук и эксперт Ассоциации по развитию финансовой грамотности Михаил Беляев отметил, что в современном мире освоение новых финансовых инструментов, умение правильно распоряжаться деньгами и знание основ финансовой безопасности и информационной гигиены приобретает все большее значение.
«Причем стоит уточнить, что, если неграмотно пользоваться некоторыми финансовыми инструментами, можно просто не выиграть, но в случае с мошенничеством речь идет уже не просто о проигрыше, а о потере всех средств и финансовой кабале, из которой бывает крайне сложно выбраться. Но есть еще большая проблема. Дело в том, что в России не все люди в принципе понимают, зачем им нужна финансовая грамотность. Им кажется, что они и так все знают. А поэтому они с большим скепсисом воспринимают любые попытки привить им финансовую культуру. Полагаю, что преодоление именно этой инертности является самой главной сложностью», — заключил Беляев.