Эксперт: «Ладу Гранту» за три миллиона рублей скоро увидим»
3353
Согласно опубликованному проекту распоряжения Правительства РФ «Об утверждении Стратегии развития автомобильной промышленности Российской Федерации до 2035 года» несмотря на санкции у нас в ближайшие годы должны наладить производство электромобилей, а там недалеко и до создания опытных образцов машин на водородном топливном элементе
Почти два месяца назад, в начале июля, министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров обещал, что производство легковых автомобилей в России начинает восстанавливаться, заявив, что низшая точка была пройдена в мае текущего года.
«Исходим из того, что по мере восстановления производственных возможностей «АвтоВАЗа», появления новых автомобилей на «Моторинвесте», «Москвичей» на «Автофрамосе» и так далее, постепенно будет выводиться на рынок все больше и больше новых автомобилей», — говорил чиновник.
СМИ со ссылкой на отчет Росстата сообщают, что за первые пять месяцев 2022 года производство легковых автомобилей в стране после ухода и консервации предприятий крупных западных концернов упало в 30,3 раза — на 96,7 процента. Если в мае оставшиеся заводы произвели суммарно 3 700 новых легковушек, то в июне этот показатель составил 13 400.
В проекте Стратегии развития автомобильной промышленности, что любопытно, говорится, что среди угроз автопрому есть возможность «введения ограничений со стороны Китая и других дружественных стран». К середине августа эксперты озвучивали оценки, что 80% российского авторынка заняли китайские машины.
На днях, уже в статусе вице-премьера Денис Мантуров прокомментировал опасения, что российская промышленность может попасть в зависимость от Поднебесной: «Производимая в Азии продукция имеет высокое качество и составляет конкуренцию не только в России, но в целом на мировом рынке. Здесь важно соблюсти интересы нашей страны — не допустить зависимости в части базовых отраслей. Именно поэтому мы не только не сворачиваем существующие программы поддержки производителей, а расширяем их и запускаем новые. А на коротком треке — да, при благоприятном валютном курсе сейчас стараемся как можно скорее закрыть потребности в оборудовании и комплектующих там, где российское производство просто в силу дефицита мощностей не способно оперативно удовлетворить внутренний спрос».
Стратегия с оптимизмом оценивает будущее российского автопрома. В базовом сценарии рынок оценивается в 0,8 млн автомобилей в 2022 году, а затем постепенно восстанавливается к 2026 году на уровень 1,6-1,7 млн машин. Начиная с 2027 года рынок постепенно растет на 1% в год и в 2035 году выходит на уровень 1,9 млн автомобилей. В проекте говорится, что в будущем российская автомобильная промышленность может даже заниматься экспортом технологий «на глобальном уровне за счет создания производств инновационного транспорта — электрических и гибридных автомобилей, включая автомобили на водородных топливных элементах. В частности, планируется появление линейки высоколокализованных электрических автомобилей со значительными темпами роста продаж (65-70% в год)». Авторы стратегии считают, что «по задаче наращивания технологических компетенций национальных производителей автомобильной техники и комплектующих за счет углубления локализации производимых автомобилей до 70-85% (в 2019-2020 годах показатель составлял 50-55%) существует значительный потенциал для развития».
Исполнительный директор Объединения автопроизводителей России Игорь Коровкин считает, что такая высокая степень локализации «возможна, но бессмысленна. Ее нет ни в одной стране мира, потому что стоимость автомобиля, на 90 процентов произведенного из отечественных компонентов, при заявленных объемах производства будет приближаться к стоимости космической ракеты. Даже в советское время, при всей закрытости страны и максимальной ориентированности на местные производства, у нас не было такой степени локализации».
Пока же, признает Минпромторг, в России «отсутствует или не освоена в массовом производстве подавляющая доля электронных компонентов 2-го и 3-го уровней, что является барьером для дальнейшего повышения уровня локализации». Накануне антироссийских санкций в России было организовано «производство двигателей и электронных блоков управления для них, однако электронные компоненты для электронных блоков управления и полупроводниковых датчиков, а также значительное количество критически значимых неэлектронных компонентов, например, клапаны, кольца поршня, катушки зажигания, форсунки импортируются».
Разработка автомобилей на водородном двигателе реальна, утверждают эксперты, поскольку соответствующие заводы в стране строятся. Однако пока более насущной видится другая, более «земная» проблема — дальнейшего подорожания классических автомобилей, ввиду ожидания, что издержки бизнеса могут лечь на плечи конечных потребителей.
«Автомобили уже никогда не будут стоить столько же, сколько они стоили год, два или три назад, — рассуждает Коровкин. — Как минимум они станут дороже на показатель инфляции, а он у нас уже, согласно официальным данным, составляет порядка 16%. Поэтому не исключено, что и «Ладу Гранту» за три миллиона рублей мы в обозримом будущем увидим».
Справка
Автомобильная отрасль Российской Федерации занимала около 2% в объеме мирового рынка по итогам 2021 года. В связи с изменением геополитической ситуации в 2022 году отрасль столкнулась с рядом новых вызовов: падением спроса на внутреннем рынке (на 55% в первом полугодии 2022 года в сравнении с аналогичным периодом 2021 года по всем сегментам), приостановкой ряда автомобильных производств, прежде всего связанной с решением иностранных производителей об уходе с российского рынка, говорится в проекте стратегии.