Эксперты о детской психиатрии: при работе с ребенком необходимо учитывать его взаимоотношения с родителями
1520
Уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Анна Кузнецова предложила вернуть в вузы специальность «Детская психиатрия», отделив ее от «Взрослой»
Об этом она заявила в ходе круглого стола на тему «Психическое здоровье детей. Проблемы и пути решения», проходившего в Госдуме РФ.
«Надо вернуть специальность «Детская психиатрия». Сегодня она у нас в составе взрослой и даёт единый диплом, но очень важно, чтобы эта практика и специфика детской психиатрии в том числе преподавалась нашим будущим специалистам», — заявила Кузнецова.
«Вопрос о разделении детской и взрослой психиатрии назрел достаточно давно. Многие согласны, что нужно разделять эти две специальности. Раньше была «детская психиатрия», но потом ее объединили со взрослой еще в советские годы. И это не совсем позитивно сказалось на детской психиатрии, на лечении детей», — прокомментировал предложение детского омбудсмена А. Кузнецовой врач-психиатр, психотерапевт международного медицинского центра «ОН КЛИНИК» Александр Утробин.
Большинство экспертов согласны с тем, что при лечении психики взрослых и детей нужны разные подходы. И чаще всего врач-психиатр, работающий со взрослыми, нуждается в повышении квалификации, в изучении дополнительной информации для работы с ребенком.
«В университетах учат общим вопросам психиатрии. Однозначно, нужна дополнительная подготовка. Есть курсы повышения квалификации, но психиатр не обязан их проходить для того, чтобы работать с детьми. Это, я считаю, неправильно, — считает Александр Утробин, — Нужна дополнительная подготовка, я сам проходил курсы по детской психиатрии, ибо знаний по взрослой психиатрии было недостаточно для работы с детьми. В детской психике много нюансов, и специалист должен владеть всеми необходимыми навыками, компетенциями».
Однако некоторые эксперты уверены: ошибочно считать, что специалист, получивший образование по общей (взрослой) психиатрии, не получает представление о специфике детской психиатрии.
Собеседники издания сошлись во мнении, что, работая с детьми, необходимо вовлекать в процесс родителей, потому что на формирование психики ребенка влияют взаимоотношения в семье.
«Ребенок психологически сильно связан с родителями, и рассматривать его проблемы в отрыве от ситуации с родными невозможно. Очень часто взрослые психиатры не знают этих нюансов и особенностей, и поэтому иногда лечение страдает, оно однобокое», — пояснил Александр Утробин.
«Важно, чтобы детский психиатр на самых ранних этапах определил проблему ребенка. Чем раньше, тем лучше будет результат по ее решению. К примеру, если в случае с расстройством аутистического спектра выявить проблему на ранней стадии и начать ею заниматься, то есть шанс, что это будет вполне социализированная личность, которая сможет самостоятельно существовать в нашем мире. У меня есть в практике случаи, когда у детей выявляли в возрасте до 3-х лет. Если мы этот момент упустим, и обратимся по этому вопросу, когда ребенку исполнится 5-6 лет, шансов на коррекцию будет уже гораздо меньше и результат от этой работы будет другой», — считает старший психолог и бизнес-тренер Тренинг-центра «Альта БАРС» Татьяна Захарченко.
Старший психолог также выразила опасения за условия содержания подростков в психиатрических лечебницах.
«На данный момент дети подросткового возраста от 14-15 лет, в случае необходимости, госпитализируются в клинку со взрослыми. Есть единичные случаи, когда предусмотрено отдельное содержание, но чаще всего, особенно если говорить об отдаленных регионах, дети содержатся со взрослыми психически больными людьми. Могу сказать, по своему опыту, обстановка в подобных лечебных заведениях не то чтобы не способствует выздоровлению, она скорее усугубляет какие-то болезненные психические ситуации. И в общем-то шанс выйти оттуда здоровым человеком очень мал»— рассказала специалист.
Захарченко добавила, что в наших психиатрических больницах всё лечение направлено на контроль пациентов и удобство персонала, а не на стимуляцию выздоровления и развитие личности содержащихся в них пациентов.
В профессиональной среде психологической и психиатрической службы, по мнению психиатра Александра Утробина, не хватает единой концепции в работе с детьми. Однако, как отмечают эксперты, есть четкое разделение подходов к лечению детей в зависимости от возраста.
«Детская психика имеет свои особенности развития, в зависимости от возраста. Допустим, от 0 до 3-х лет — это свой период взросления и становления личности, когда ребенок не отделяет себя от матери. Здесь мы работаем в комплексе, и выявить какие-то психические отклонения, заболевания крайне сложно. До 8-9 лет — это другой период, когда уже формируется свое «я». Ребенок определяет себя во времени и пространстве, начинает четко формировать свои потребности и ожидания, в нем начинает просыпаться полноценна личность. Далее — подростковый возраст, он особенно сложный. Любой возраст важен, но подростковый требует большего внимания со стороны родителей и ближайшего окружения. Эти особенности психологического развития обязательно нужно учитывать», — пояснила психолог Татьяна Захарченко.
Свои особенности деления на группы существует и в школах, представление о работе со школьниками формируется еще в вузах.
«В университетах изучается возрастная психология. У каждого возраста — свои особенности. В учебных заведениях разделяют работу с дошкольниками, начальную школу, подростков», — подчеркнула учитель начальных классов, педагог-психолог Лариса Кононова.
Педагог также рассказала о специфике работы специалистов с детьми в школах.
«В школах работает целая команда: социальный педагог, психологи, логопеды, дефектологи. Они отвечают за психическое, умственное и речевое развитие ребенка, помогает ему адаптироваться к социальной среде, проводят развивающие занятия, консультирую родителей и учителей», — пояснила она, добавив, что «педагогические вузы готовят специалистов для работы с детьми».
«В вузах это отдельные факультеты, отдельные специальности. Специалистов готовят основательно. Я сама заканчивала МПГУ по специальности педагог-психолог (наш факультет на Цветном бульваре) и МОСПИ по специальности социальный педагог», — заявила Лариса Кононова.