Сетевое издание

Я ищу ...

Есть ли след «великих держав» в очередном обострении на Корейском полуострове

Есть ли след «великих держав» в очередном обострении на Корейском полуострове
Фото: pixabay

7 Апреля 2022 13:57:14

3515

Секретарь Совбеза России Николай Патрушев дал комментарий относительно очередной эскалации напряжённости между КНДР и Республикой Корея

«Нагнетание напряженности вокруг Корейского полуострова — результат деструктивной политики США, направленной на подрыв усилий по обеспечению безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе», — заявил чиновник.

Он напомнил о создании при непосредственном участии Вашингтона двух военно-политических союзов: AUKUS в составе Австралии, Великобритании и США, и «четырехсторонний диалог по безопасности», в котором участвуют США, Индия, Япония и Австралия. Патрушев указал, что США «накачивают» своих союзников современном оружием. Также секретарь Совбеза РФ указал на якобы нагнетание Вашингтоном напряжённости в Южно-Китайском море, где США взяли на себя ответственность за обеспечение свободы судоходства в нейтральных водах, на которые претендует Китай. Соединённые Штаты, по мнению главы российского совета безопасности, в принципе дестабилизируют этот регион и, среди прочего, давят на Южную Корею с целью разогреть её конфликт с соседом.

Одно утверждение господина Патрушева можно признать безусловно точным — из Сеула прозвучала непривычно жёсткая для властей республики риторика. Речь идёт о словах министра обороны Со Ука, который пригрозил северному соседу превентивным ударом. Впрочем, Пхеньян ответил не менее эффектным обещанием применить в ответ ядерное оружие. Об этом сказала замглавы правящей Трудовой партии Кореи и по совместительству сестра Ким Чен Ына Ким Ё Чжон. И такие угрозы звучат несмотря на то, что с 2006 года КНДР находится под международными санкциями из-за своей ядерной программы, а весь мир осуждает стремление северокорейского руководства к собственной атомной бомбе.

Слова министра обороны Республики Корея тоже были произнесены не на пустом месте. В конце марта после пятилетнего перерыва северокорейские военные произвели пуск межконтинентальной баллистической ракеты, а параллельно власти начали восстановление подземной инфраструктуры для ядерных испытаний, взорванной в 2018 году после договорённостей с тогдашним лидером США Дональдом Трампом. В Пхеньяне выход из добровольного моратория на подобные испытания объяснили некими угрозами их нацбезопасности и отсутствием симметричных шагов со стороны США на односторонние уступки Северной Кореи.

Интересно, что и Россия, и даже ближайший союзник КНДР Китай не препятствовали принятию резолюций Совбеза ООН, вводящих санкции против Северной Кореи за военную ядерную программу. Между тем, резкую риторику южнокорейцев тоже можно понять. Многомиллионный Сеул находится в нескольких десятках километров от границы и попадает в зону поражения даже обычной дальнобойной артиллерии, не говоря о ракетах. Учитывая периодические угрозы применить ядерное оружие против своих врагов, звучащие из Пхеньяна, беспокойство властей Республики Корея вполне объяснимо.

Николай Патрушев утверждает, что перманентный конфликт между двумя Кореями мог бы быть разрешён, если бы Сеул действовал самостоятельно, а не по указке из Белого дома. Однако именно ракетный пуск КНДР стал поводом для встречи высших военных чиновников США, Южной Кореи и Японии, которые до этого не проводились больше года.

Дипломаты США и Южной Кореи уже договорились добиваться принятия в СБ ООН новой резолюции с осуждением северокорейского режима после мартовского запуска ракеты. Однако, если раньше Москва поддерживала усилия по ликвидации ядерного оружия на Корейском полуострове, то теперь всё не так однозначно. Правительство РФ официально признало полсотни государств недружественными для нашей страны, и среди них – Южная Корея, Япония и США. Возникают сомнения в том, что в текущих условиях удастся достичь консенсуса в ООН хоть по какому-то вопросу. А отсутствие прежнего всеобщего осуждения в Пхеньяне наверняка воспримут как усиление своих геополитических позиций, и в этом случае там точно не будет стимула замораживать ядерную программу.

Между тем эксперты уверены, что причины обострения этого конфликта нельзя сводить лишь к осознанной воле одной из сторон.

«Обострение на Корейском полуострове происходит из-за многих факторов. Сюда следует включить не только конфликт на Украине, но и китайско-американское противостояние и падение авторитета ООН. В итоге меняется глобальный порядок, что отражается и в этом неспокойном регионе. Выясняется, что несмотря ни на что, наличие ядерного оружия – это главный фактор обеспечения безопасности. Особенно показательно это было в Ливии, где Муаммар Каддафи сначала, прельстившись большими уступками, свернул ядерную программу, а потом был свергнут и убит. Северокорейцы учли этот опыт», — объясняет ведущий научный сотрудник Института Дальнего востока РАН Константин Асмолов.

Украинские события эхом отозвались в разных регионах, поднимая градус общей напряжённости и недоверия между глобальными и локальными игроками. Наличие сил ядерного сдерживания действительно начинает восприниматься как единственная безусловная гарантия безопасности. Однако и Северная, и Южная Корея в конечном итоге считают друг друга незаконными образованиями и в своих стратегических документах указывают на стремление к объединению Кореи в единое государства. Сеул и Пхеньян подразумевают, что объединение должно произойти на их условиях и по той общественно-политической модели, которая сложилась в каждой из частей бывшей единой Кореи. При таких планах на будущее о бесконфликтном сосуществовании двух этих государств говорить вряд ли возможно, а риск столкновения сразу влечёт за собой опасность применения ЯО, изначально создававшегося лишь как элемент сдерживания.

Ещё до начала нынешней непростой геополитической ситуации специалисты подчёркивали, что развитие ядерной программы КНДР не отвечает ничьим интересам, кроме самого правящего режима в этой стране. Из России может казаться, что это приносит основные проблемы главному сопернику – США, но это далеко не так. Профессор сеульского университета Кукмин Андрей Ланьков пояснял, что от превращения КНДР в полноценную ядерную державу проигрывают все, в том числе и РФ. Если будет разрушен действовавший много десятилетий режим ядерного нераспространения, то 5 изначальных ядерных держав потеряют своё исключительное международное положение и не смогут чувствовать себя в такой же практически абсолютной безопасности. Наличие множества новых обладателей ЯО повышает риски его непреднамеренного применения или ошибочных пусков из-за технических сбоев. Кроме того, от возможного ядерного конфликта на Корейском полуострове пострадают наши дальневосточные регионы. Кстати, именно США, которые некоторые чиновники обвиняют в форсировании конфликта, в 1970-х не позволили получить атомную бомбу своему же союзнику в Сеуле, предвидя возможные катастрофические последствия такого исхода.

Очевидно, что, если отложить в сторону эмоции и сиюминутную взаимную неприязнь, ядерное оружие и война в корейском регионе принесёт вред всем крупнейшим мировым государствам. Однако верно и другое. Исторический опыт показывает, что искусственно разделённый народ не может жить без конфликтов в двух разных государствах. Два Вьетнама и две Германии так и оставались зонами нестабильности, пока не произошло воссоединение в первом случае военным, а во втором – политико-дипломатическим путём. Вместо того, чтобы обвинять друг друга в нагнетании напряжённости, сильнейшим глобальным игрокам стоило бы направить все свои усилия на грядущее восстановление единства двух Корей. Как показал 75-летний опыт раздельного существования, иным способом достичь долгосрочного мира не удаётся.

Автор: Алексей Черников

Теги: Корея | КНДР | обострение | Патрушев |

Социальные сети