Как выборы во Франции могут изменить ситуацию в Нагорном Карабахе и что это значит для России
3440
10 апреля во Франции начался первый тур президентских выборов. Основное соперничество будет происходить между действующим президентом республики Эммануэлем Макроном и кандидаткой Марин Ле Пен из «Национального фронта»
Последствиями противостояния кандидатов могут оказаться изменения во внешней политики Франции, в том числе однажды отметившей себя в качестве одного из посредников армяно-азербайджанских переговоров по ситуации в Карабахе. В мае 2021 года Макрон на армянском языке призвал Баку вывести войска с территории Армении. Франция является сопредседателем Минской группы ОБСЕ, призванной в том числе стабилизировать ситуацию в Нагорном Карабахе.
Пока президенты Армении и Азербайджана пытаются найти компромисс и «договориться договариваться», Франция может снова активизировать данное направление внешней политики, занимая антитюркскую позицию, но уже в обход интересов России. От действующего президента Франции ожидают поступков, которые приведут к результатам. Пока ним относится только прекращение Франции совместно с США сотрудничества с Россией в формате МГ ОБСЕ по урегулированию нагорно-карабахского конфликта.
Станет ли Нагорный Карабах очередной конфронтацией «мягкой силы» коллективного Запада и России или же интерес Франции к установлению мира в Карабахе стихнет по окончании выборов?
Ведущий научный сотрудник Института международных исследований МГИМО МИД России Сергей Маркедонов считает, что Евросоюз не собирается бросать тему конфликта в Нагорном Карабахе. Эксперт отмечает роль радикального изменения в отношениях между Россией и коллективным Западом с декабря 2021 года, за чем может последовать и изменение отношения к противостоянию Армении и Азербайджана. Также Маркедонов напомнил об «обмене политическими уколами» между Баку и Москвой, которые сопровождали недавнюю эскалацию конфликта 7-8 марта. Все это, по его мнению, говорит о диверсификации дипломатических связей на глобальном уровне с целью достижения урегулирования конфликта.
То, что диверсификация связей Армении зависит во многом от нее, а не России или Франции, подтверждает и Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин.
«ЕС не будет посылать в регион свои войска — так что альтернативы российским миротворцам на сегодняшний момент нет. Попытки стран ЕС помочь найти компромисс между Азербайджаном и Арменией ранее ни к чему не привели. Большого желания увеличивать свою активность в столь сложном регионе с разнонаправленными интересами у ЕС нет. Другое дело, что страны Южного Кавказа диверсифицируются, стремясь «не класть все яйца в одну корзину». Армения исторически ближе к России, Азербайджан — к Турции, но обе страны выстраивают отношения и с Европой», — сказал эксперт в беседе с журналистом издания «Нос».
Желание стран Южного Кавказа в диверсификации дипломатических связей многие эксперты связывают с возросшими издержками по сотрудничеству с Россией.
8 апреля глава МИД РФ Сергей Лавров принял в ходе визита в Москве министра иностранных дел Армении Арарата Мирзояна. В ходе переговоров, как сообщает пресс-служба российского внешнеполитического ведомства, была подтверждена приверженность Армении трехсторонним договоренностям между странами, подписанными за предыдущие два года и выражена надежда на восстановление российскими миротворцами в регионе статуса-кво. Лавров также поговорил и с МИДом Азербайджана, но по телефону.
Днем ранее в Брюсселе лидеры Азербайджана и Армении договорились о создании специальной комиссии по делимитации границ между странами, что, как надеются участники переговоров, должно решить проблему Нагорного Карабаха. Заседание в Брюсселе стало продолжением подготовки к полноценным мирным переговорам, в ходе которых до конца апреля должны быть определены границы стран друг с другом. Куратором переговоров в Брюсселе выступил, как и в 2020-м году, председатель Европейского совета Шарль Мишель.
Несмотря на то, что в продолжающемся десятилетиями конфликте Армения возлагает надежды на Россию звучавший в мае 2021 года запрос на помощь войск ОДКБ в решении конфликта остался без ответа.
Непоследовательность в союзе между Россией и Арменией наблюдается и сейчас – в резолюции по приостановке членства России в совете ООН по правам человека 7 апреля Армения воздержалась от голосования, хотя ранее Москва, по информации нескольких источников, предупреждала ее, что такой жест будет расценен как «недружественный». Помимо данного акта присутствуют и другие примеры отстранения Армении от следования политической линии Москвы, в чем МИД Армении обвиняла депутат оппозиционной армянской фракции. Несмотря на различные нюансы дипломатических отношений на данный момент стабильность в регионе сохраняется благодаря российским миротворцам.
Пока продолжается спецоперация России на Украине, решать вопрос с Карабахом становится все сложнее. Армянское издание Аравот сообщает, что сейчас настало удобное время для Баку и Анкары добиться от Армении уступок в свою пользу. По данным журналистов, положение дел может усугубиться тем, что сотрудничество ОБСЕ и Москвы затруднено из-за ситуации на Украине, однако, стремление преодолеть карабахский конфликт может стать и фактором сплочения России и коллективного Запада.