Казахстан становится важным хабом для доставки товаров между Азией и Европой?
1420
«Ожидания скептиков касательно того, что Казахстан ввиду отсутствие выходов к морям (за исключением Каспия) не сможет стать транспортным хабом для транспортировки ресурсов, не оправдали себя. Республика компенсировала это контейнерными перевозками, рост которых буквально взрывной», — заявил политолог Ильдар Евсеев
По его словам, Россия по-прежнему заинтересована в покупке угля из Казахстана — им снабжается Сибирь и Дальний Восток, поскольку добываемый там якутский уголь преимущественно идет на экспорт.
«Россия продолжает активно инвестировать в транзитные перевозки, предлагая республике первоклассную инфраструктуру, какой у самого Казахстана пока что нет, открывает доступ на европейский рынок, причем не только для топлива, но и для других товаров», — продолжил эксперт.
«Казахстан уже стал сердцем маршрута Китай-Европа-Китай. Мы не можем угадать, какой будет наступающая зима, понадобится ли Европе больше топлива, но даже в текущих условиях энергетическое сотрудничество Астаны и Брюсселя находится на высоком уровне. А без России этот маршрут невозможен», — подытожил политолог.
Впрочем, казахстанские власти продолжают искать пути уменьшения своей логистической зависимости от России. Как ранее и говорил президент Касым-Жомарт Токаев, увеличивается транспортировка нефти по альтернативному маршруту.
«Казмортрансфлот» увеличил свой флот танкеров с 3 до 5 судов для перевозки нефти через Каспийское море, откуда она поступает в трубопровод Баку-Тбилиси-Джейхан. Эксперты предупреждают, что для полноценного использования этого маршрута потребуются большие инвестиции, чтобы увеличить пропускную способность порта Актау и трубопровода. Однако санкционные риски и ненадёжность маршрута Каспийского трубопроводного консорциума, который неоднократно перекрывался из-за ремонтных работ, подстёгивает стремление Казахстана к диверсификации своей логистики.
Дополнительным фактором, делающим транзит через Россию менее целесообразным, стал введённый западными странами потолок цен, распространяющийся не только на российскую нефть, но и на сырьё из третьих стран, которое с ней смешивается. Казахстанским экспортёрам такие ограничения совершенно не нужны. Правда, аналитики сомневаются, что даже в таких условиях какие-либо альтернативы могут по экономическим показателям сравниться с транзитом через РФ. Как уже отмечалось выше, маршрут через Азербайджан имеет свои ограничения по пропускной способности и нуждается в инвестициях для расширения. Кроме того, неизвестно, согласится ли Баку на смешивание более тяжёлой и дешёвой казахстанской нефти со своим более дорогим сортом.
Однако есть ещё два варианта для экспорта нефти без привлечения РФ: увеличение поставок в Китай и возобновление продаж Ирану. На китайском рынке казахстанцам придётся конкурировать с другими поставщиками, включая ту же Россию, которая готова предоставлять КНР большие скидки, поэтому отвоевать дополнительную долю рынка там будет очень непросто.
Другой вариант выглядит более перспективным. Речь идёт об Иране, который, как известно, и сам обладает огромными нефтяными запасами. Однако месторождения сосредоточены на юге страны, и переправлять их в северные регионы по труднопроходимой местности очень затратно. Ирану было бы дешевле и удобнее закупать казахстанскую нефть для северных районов, но пока этому препятствуют международные санкции. В любом случае перераспределение направлений экспорта будет небыстрым и достаточно дорогим, хотя, как можно заметить, за последнее время политическая целесообразность нередко перевешивает финансовые выгоды.
Другой сферой, в которой Казахстан сегодня играет важную роль в качестве хаба, остаётся параллельный импорт в Россию тех товаров, которые попали под санкции или производители которых покинули российский рынок. Публично власти Казахстана заявляют, что намерены бороться с обходом санкций, поскольку не хотят попасть под вторичные ограничения. Более того, с 1 апреля в стране действует электронная система учёта ввозимой и вывозимой продукции, позволяющая отслеживать и пресекать провоз санкционных грузов.
Однако финансовый аналитик, доцент РАНХиГС Николай Кульбака отмечал, что полностью параллельный импорт через любую страну, в том числе через Казахстан, перекрыть не удастся. Наиболее строгие санкции действуют против оборонной и специфической высокотехнологичной продукции, которую, конечно, ввозить очень сложно. Но, к примеру, смартфоны западных брендов через третьи страны по-прежнему будут доставляться, хотя это может происходить дольше и стоить дороже из-за введения дополнительных проверок. Так что говорить о том, что Казахстан перестанет играть роль одного из основных окон для параллельного импорта, вряд ли приходится.
Наконец, важнейшим стимулом для быстрого развития казахстанской логистической сферы стал китайский мегапроект «Один пояс, один путь». Недавно президент Токаев посещал третий форум на высшем уровне, посвящённый этому проекту, и достиг там новых договорённостей с китайской стороной. Политолог Адиль Каукенов рассказывает, что Казахстан получает большую выгоду от тесного сотрудничества со второй экономикой мира, мощным экономическим и технологическим партнёром, которым сегодня является Китай. В частности, благодаря инициативе «Один пояс, один путь», строятся новые автомобильные и железные дороги через сам Казахстан, а казахстанские экспортёры получили доступ к китайским портам и через них к рынкам всей Восточной Азии, включая Вьетнам, Южную Корею и Японию.
Каукенов отметил, что в настоящее время 30-40% всех услуг, которые Казахстан предлагает на международном рынке, относятся к транспортно-логистической отрасли, а внутри страны быстро набирают популярность соответствующие профессии. Таким образом, очевидно, что Казахстан играет и будет играть важную роль в торговле между крупными рынками Европы, России, Китая и других азиатских стран.