Сетевое издание

Я ищу ...

Насколько велик риск дефицита зимнего дизеля в России и чем это грозит?

Насколько велик риск дефицита зимнего дизеля в России и чем это грозит?
Фото: Нос

18 Сентября 2022 18:08:30

2928

По Сети широко разошлась информация о якобы угрозе дефицита так называемого зимнего дизеля в России

О том, что морозостойких сортов дизельного топливо предстоящей зимой может не хватать, рассказал президент Российского топливного союза Евгений Аркуша. Он уточнил, что с другими видами нефтепродуктов ситуация стабильная, однако зимних сортов дизеля в РФ не хватало традиционно, и в этом году проблема может повториться, поскольку наблюдается также нехватка его заменителей. По словам эксперта, средние дистилляты, традиционно используемые в качестве замены морозостойкого дизеля, сейчас больше уходят на экспорт. Аркуша назвал ненормальной ситуацию, при которой цена дизеля значительно превышает стоимость бензина, и предположил, что дефицит могли бы покрыть поставки из Беларуси. Такой вариант в отрасли сейчас как раз обсуждается.

При этом ещё накануне в обзоре «Интерфакса» говорилось, что серьёзного дефицита этого вида топлива ждать не стоит. Хотя уже сейчас биржевые цены зимнего дизтоплива близки к пиковым значениям прошлого года, Минэнерго в ответе на запрос агентства оценило ситуацию вполне позитивно. В ведомстве прогнозируют, что спрос на морозостойкий дизель в России не превысит 20 млн тонн, а производственные мощности вполне способны удовлетворить этот объём потребления.

В то же время на ситуацию могут повлиять сразу несколько факторов: продолжительность холодного сезона и экономическая активность. Последняя на фоне кризиса и санкций снижается, что в данном контексте на рынок топливо повлияет положительно, так как позволит смягчить тот самый дефицит.

Главный аналитик по макроэкономике, рынкам нефти и нефтепродуктов ООО «Петролеум Трейдинг» Андрей Дьяченко отметил, что годовой объём производства дизеля в РФ составляет 78 млн тонн, из которых 14 млн тонн приходится на морозостойкие сорта: с учётом падения спроса в сравнении с прошлым годом этого на зимний сезон должно хватить. Дополнительные объёмы могут быть завезены из Беларуси.

Дьяченко отмечает, что многие НПЗ прошли модернизацию и сейчас могут выпускать нужные сорта дизеля без зарубежных присадок, с которыми в связи с санкциями возникли определённые проблемы. Возможно, трудно придётся тем небольшим предприятиям, которые эту модернизацию не провели. Их, по словам эксперта, могут выдавить с рынка более крупные конкуренты.

Само по себе сокращение конкуренции нельзя назвать хорошей тенденцией. Однако покупателям зимнего ДТ в розницу бояться взлёта цен пока не стоит, поскольку, как напомнил аналитик топливного рынка Павел Баженов, его стоимость регулируется государством. Баженов более пессимистично оценивает именно оптовый рынок. По его данным, производство классического морозостойкого дизеля в стране идёт недостаточными темпами.

«Раньше дополнительный объем появлялся благодаря блендингу, когда в межсезонье дизельное топливо смешивали с керосином и получался товарный продукт. Затем Минфин пересмотрел политику акцизного регулирования, если раньше дополнительная уплата акцизов не возникала в случае смешения, то сейчас она есть. Это сделало процесс блендинга экономически нецелесообразным», — объяснил эксперт.

Однако, как видно, в этой сфере очень многое зависит от регулятивной деятельности государства. Представляется, что, если на рынке зимнего дизеля действительно возникнет серьёзный дефицит, правительство пересмотрит нормативы, в том числе акцизную политику, таким образом, чтобы баланс восстановился. Проблемы с зимнем дизелем сейчас были бы крайне невыгодны, поскольку в остальных сегментах топливного рынка ситуация остаётся на редкость благоприятной для россиян.

Аналитики констатируют, что на фоне высокой инфляции в целом по экономике взрывного роста цен на топливо удалось избежать. Это связано в том числе с тем, что российские производители нефтепродуктов испытывают большие сложности с экспортом, поэтому на внутреннем рынке создаётся профицит топлива, сдерживающий рост цен. А стабильные цены на топливо, в свою очередь, сами по себе служат стабилизирующим фактором для общей инфляции, поскольку транспортные расходы заложены в стоимости практически любого товара. Таким образом, стабильность топливного рынка приобретает общеэкономическое значение, и вряд ли власти упустят возможность эту стабильность поддержать.

Автор: Алексей Черников

Теги: Россия | зима | дизель |

Социальные сети