Сетевое издание

Я ищу ...

Почему горели тамбовские троллейбусы?

Почему горели тамбовские троллейбусы?
Фото: фото с tamlife.ru

17 Января 2023 12:27:46

12052

Первым тамбовским скандалом в наступившем году, шагнувшим на федеральный уровень, стал протест горожан по поводу ликвидации троллейбусного движения в областном центре в форме обращения к руководству Следственного комитета РФ и возбуждение по этому поводу уголовного дела местным СКР по поручению председателя ведомства Александра Бастрыкина

Как сообщало сетевое издание «Гражданские силы.ру», авторы обращения заявили, что «все действия чиновников по закрытию троллейбусных линий и навязывание автобуса — это преступление против нашего города, разрушение инфраструктуры».

Тамбовчане давно пытаются повлиять на городские власти с целью сохранения этого вида транспорта. Так, еще осенью 2021 году жители обратились в гордуму с просьбой оставить на дорогах областного центра рогатые машины. Однако власти заявили, что стоимость модернизации эксплуатируемых троллейбусных линий, без разработки проектно-сметной документации, составит около 900 млн руб. В гордуме тогда сделали вывод, что «в тяжелой экономической ситуации прогнозировать возможную прибыль от сохранения и развития электротранспорта пока не представляется возможным». И народные избранники этот вопрос «сняли с контроля».

Большинство голосов в тамбовской гордуме у партии «Родина», чьим региональным руководителем является главный ответственный за городское хозяйство — глава администрации Тамбова Максим Косенков. За три месяца до «снятия вопроса», то есть в июне 2021 года, он в своем аккаунте в соцсети «ВК» так комментировал ситуацию: «На встречах с жителями в прошлом году обсуждали возможность сохранения троллейбуса в Тамбове. Я и тогда и сейчас придерживаюсь сказанного: нужно сделать все возможное, чтобы в городе троллейбус сохранить. Можно было бы пойти по пути наименьшего сопротивления и отказаться от троллейбуса (...) Но мы так просто не сдаемся. В настоящее время мы внимательно следим за изменениями, вносимыми в различные федеральные программы. Есть надежда сохранить троллейбус путём участия в одном из национальных проектов».

Мэр заявляет, что «мы не сдаемся», однако гордума снимает «вопрос с контроля». Как второе согласуется с первым? «Сдался» ли Косенков спустя год, неизвестно. Но осенью 2022 года троллейбусную сеть в городе уже начали демонтировать.

На днях, комментируя «троллейбусное» уголовное дело, Максим Косенков неожиданно намекнул на демографический аспект вопроса: «Мы работаем над тем, чтобы численность населения была максимально приближена к той планке, которая дает возможность участвовать Тамбову в этих федеральных программах». Видимо, шла речь о том, что для участия в федеральных программах населенный пункт должен иметь соответствующую численность населения — Тамбов как раз недавно присоединил к себе несколько пригородов, так что, можно предположить, что теперь властям и «карты в руки».

Косенков сообщил, что активно занимался троллейбусами во время своего первого прихода на пост мэра в период с 2005 по 2008 годы: «Тогда мы заключали договор, создавали новое предприятие, в город тогда пришло много новых троллейбусов. В последующие годы по неизвестным мне причинам сотрудничество с Вологодским заводом (производитель троллейбусов, — прим.ред.) было прекращено и вот все прошедшее десятилетие в городе постепенно шло сокращение парка троллейбусов. Происходило это за счет выхода их из строя, за счет того, что требовалось огромное количество средств на восстановление, ну и главное — это аварийное состояние контактной сети».

По утверждению СМИ, Тамбов закупил в 2008 году вологодские троллейбусы с «перчинкой» или точнее с «огоньком». «Неизвестными причинами», по выражению действующих властей, из-за которых тамбовчанам они разонравились, стала спорная конструкция машины: они иногда сгорали так, что восстановлению уже не подлежали. Был два таких инцидента. Первый — 12 лет назад, в январе 2011 года. Второй — спустя два года.

Тогда специалисты выдвинули версию случившегося — замыкание электропроводки, которая в троллейбусе этой марки особенная. Провода там проложены по верхней части кабины машины, такая конструкция используется только на «Авангардах».

В силу этого городским властям пришлось отказаться от дальнейшей эксплуатации троллейбусов этой модели. Как рассказали СМИ в МУП «Тамбовгортранс», тогдашний глава администрации города Александр Бобров своим распоряжением снял с маршрутов все троллейбусы марки «Авангард».

Кто готовил подписанный в 2008 году контракт с вологодским заводом и выбирал эти машины, вопрос. Согласно сайту мэрии, Косенков в свое первое пришествие на пост главы администрации города работал по 21 апреля 2008 года . На днях он выразился о том периоде так: «Тогда мы заключали договор, создавали новое предприятие. В город тогда пришло много новых троллейбусов»…

Депутат тамбовской гордумы Артем Александров написал в своем аккаунте в соцсети «ВК», что «уничтожение электротранспорта в городе произошло не сегодня, и за это несут ответственность чиновники администрации. Это была целенаправленная политика в течение многих лет, когда выгодные троллейбусные маршруты передавали коммерческому транспорту — автобусам. Троллейбусы ходили по тем маршрутам, где пассажиропоток был незначительный, росли убытки, и невкладывание в развитие инфраструктуры денежных средств привело к той ситуации, в которой мы оказались сейчас».

«Без развития троллейбусной сети, в том виде, в котором он есть сейчас, это глубоко убыточный проект, который в ближайшей перспективе сойдёт на нет по техническим причинам — морального и физического износа как инфраструктуры, так и троллейбусного парка, которые нуждаются в модернизации, — высказал мнение СМИ научный руководитель общественной организации «Институт транспорта, безопасности, дорожной логистики» Дмитрий Кривенко.

По мнению Александрова, электротранспорт «может быть окупаемым, как в других регионах, если он значительно представлен в транспортной сети. Шансы спасти тамбовский троллейбус с учетом закупки троллейбусов на автономном ходу и привлечения федеральных средств есть. Замена троллейбусов газомоторными автобусами показала, что из-за нехватки комплектующих их начали разбирать на запчасти».

Автор: Борис Куркин

Теги: Тамбов | троллейбус | скандал |

Социальные сети