Сетевое издание

Я ищу ...

Подходят ли Индия и Китай на роль партнёров для освоения Арктики?

Подходят ли Индия и Китай на роль партнёров для освоения Арктики?
Фото: freepik

19 Июня 2023 16:56:20

3033

В эти дни Петербургский международный экономический форум был основным поставщиком новостей в самых разных сферах. На площадках форума обсуждалось в том числе и будущее освоение Арктики

Посол по особым поручениям МИД России Николай Корчунов рассказал, что Москва открыта для сотрудничества с Индией и Китаем по развитию северных регионов. Дипломат пояснил, что эти страны являются азиатскими лидерами в науке, культуре и других областях, а также остаются стратегическими партнёрами РФ, поэтому российская сторона готова приветствовать инициативы Китая и Индии по совместному освоению Арктики. Корчунов добавил, что с этой целью уже основан Российско-азиатский консорциум арктических исследований, штаб-квартира которого расположена в Якутске.

Накануне в своём интервью глава Минвостокразвития Алексей Чекунков в очередной раз напомнил, насколько важен для России арктический регион и что сейчас делается для того, чтобы жизнь в этих суровых условиях становилась более комфортной, а огромный экономический потенциал был реализован и приносил пользу стране.

Достаточно сказать, что на северные территории приходится до 70% всей площади России. Однако численность населения там крайне невелика, и в настоящее время Арктика сталкивается с дальнейшим оттоком жителей. Депопуляцию можно признать одной из главных проблем большинства регионов России, и в особенности отдалённых и труднодоступных регионов. Чтобы переломить эту тенденцию, ведётся работа по модернизации социальной инфраструктуры и развитию транспорта, в том числе авиационного. Насущной необходимостью является и создание современных рабочих мест.

Казалось бы, экономические перспективы, которые открываются перед Арктикой, позволяют обеспечить работой всех желающих. На Севере сосредоточена львиная доля запасов нефти и газа, чёрных и цветных металлов, алмазов и других полезных ископаемых, составляющих основу российского экспорта. Кроме того, природные красоты арктических регионов могут поспособствовать привлечению большого числа российских и иностранных туристов.

Однако с практической реализацией некоторых арктических проектов у России возникли определённые сложности. Минвостокразвития недавно сообщило о том, что международные санкции никак не повлияли на темпы освоения Арктики, все инвестиционные проекты реализуются по графику, а темпы ввода в эксплуатацию новых предприятий растут.

Но есть и другая точка зрения. С прошлого года западные страны ввели ограничения на поставки в Россию технологий и оборудования для нефтегазодобычи, а также некоторых видов морского транспорта. А с конца 2022 года действуют санкционные меры против российского нефтяного экспорта. В частности, Евросоюз ввёл эмбарго на морские поставки нефти из РФ, а для третьих стран со стороны ЕС и G7 введён так называемый «ценовой потолок», в рамках которого Запад требует не закупать российскую нефть дороже определённой цены. Лаборант Центра комплексных европейских и международных исследований ВШЭ Никита Поташев отмечал, что санкции крайне негативно отразятся на работе Северного морского пути – главной транспортной артерии Арктики. Большую часть объёмов перевозимых по СМП грузов составляют углеводороды. Канал их поставки в западном направлении оказался фактически перекрыт, осталось только восточное. До начала санкционного противостояния годовой объём грузоперевозок по СМП достиг 35 млн тонн, а к 2025 году показатель должен был вырасти до 80 млн тонн. Однако Поташев выразил сомнения в том, что удастся не только выполнить эти планы, но и в принципе удержать положительную динамику грузоперевозок. Эксперт уточнил, что Россия в состоянии самостоятельно строить ледоколы для проводки караванов судов по СМП в круглогодичном режиме, но невозможно спрогнозировать, будут ли эти услуги пользоваться спросом.

Под сильным давлением обстоятельств оказались и проекты по добыче энергоресурсов. Крупнейшие арктические инвестпроекты, реализуемые в последние годы, связаны в том числе с добычей и переработкой природного газа для его последующей продажи за рубеж. Для этой цели возведено предприятие «Ямал СПГ», а в настоящее время реализуется проект «Арктик СПГ 2». Доцент экономического факультета РУДН Максим Черняев констатировал, что в случае с «Арктик СПГ 2» с экспортом добытого газа проблем возникнуть не должно, поскольку проект изначально ориентирован на азиатских потребителей. Однако решается вопрос с импортозамещением технологий и оборудования для добычи и переработки газа. В этой сфере лидерами являются компании из Германии и Нидерландов, но теперь сотрудничество приостановилось, а альтернатив по многим позициям найти не удаётся, что грозит замедлением реализации газовых проектов.

Технологические ограничения отражаются и на других отраслях промышленности в Арктике. Так, в апреле стало известно об отказе Первой горнорудной компании от строительства плавучего ГОКа на Новой Земле. Комбинат, предназначенный для производства цинка, свинца и серебра из добытой на Павловском месторождении руды, теперь придётся строить на берегу, а сроки проекта сдвигаются минимум на год. Эксперты отмечали, что плавучий завод можно было бы легко перегнать в другое место после исчерпания месторождения. С наземным объектом так сделать не получится, что снижает финансовую привлекательность проекта. Причина вынужденного изменения планов всё та же – отказ европейских компаний от сотрудничества и отсутствие полноценной замены их высокотехнологичной продукции.

Для дальнейшего успешного развития Арктики России нужны альтернативные зарубежные партнёры, которые могли бы, во-первых, предоставить гарантированные рынки сбыта арктической продукции, поскольку без гарантий будущей прибыли нет смысла развивать столь дорогостоящие проекты, а во-вторых, имеют возможность поделиться столь необходимыми технологиями, без которых грандиозные планы по освоению Заполярья вряд ли имеют шансы на успех. Судя по всему, как раз эти функции готовы взять на себя Индия и Китай. Индийская экономика становится одним из крупнейших потребителей энергоресурсов в мире, и Нью-Дели ожидаемо начинает проявлять интерес в том числе к СПГ и нефти из российской Арктики. Кроме того, Индия, как и Китай, нуждается в альтернативных логистических маршрутах для импорта и экспорта различных товаров, чтобы не зависеть только от Суэцкого канала. Севморпуть при наличии соответствующей инфраструктуры мог бы претендовать на роль такой альтернативы. Наконец, Индия уже сегодня является основным направлением экспорта российских алмазов, которые после огранки на местных предприятиях в виде бриллиантов поступают на мировой рынок. Поэтому Индия также заинтересована в дальнейшем развитии алмазодобычи, сосредоточенной, прежде всего, в Якутии.

Ещё в конце 2021 года издание The Economic Times отмечало, что Индия стремится укрепить своё экономическое присутствие в Арктике. Это направление стало одним из ключевых в общей геополитической концепции, формируемой премьер-министром страны Нарендрой Моди. Индии для дальнейшего экономического роста необходимы нефть, железная руда и другие полезные ископаемые, поэтому российская Арктика уже заняла важное место в индийских внешних инвестициях. После того, как Европа вышла из конкуренции за покупку арктических энергоресурсов, Индия получила ещё большую свободу действий и возросшую ответную заинтересованность российской стороны.

Однако Индия пока не обладает теми передовыми разработками, которые позволили бы технически осваивать гигантские запасы природных ресурсов Севера. Она является перспективным рынком сбыта и потенциально крупным инвестором, но не может решить всех проблем, которые созданы санкционными мерами и разрывом связей с Западом. И в этой сфере на помощь могут прийти китайские коллеги, о чём специалисты говорили ещё несколько лет назад. Эксперт Проектного центра развития Арктики Александр Воротников рассказывал, что сотрудничество с КНР способно ускорить освоение арктической зоны. Китай обладает передовыми технологиями добычи газа, возобновляемой энергетики и управления транспортом, то есть способен занять многие из тех ниш, которые опустели после ухода западных компаний. Стоит напомнить, что технологические санкции против РФ ввели не только ЕС и США, но также Япония и Южная Корея, поэтому Китай в этой области сейчас остаётся практически безальтернативным партнёром. Воротников добавил, что у Поднебесной есть опыт и ликвидации экологического ущерба от хозяйственной деятельности человека, что для российской Арктики также может быть актуальна.

Доктор экономических наук Алексей Фадеев подтверждает, что Китай производит конкурентоспособное оборудование для арктической промышленности, во многих случаях по качеству не уступающее западному. В то же время Пекин, как и Нью-Дели, сам кровно заинтересован в наращивании присутствия в Арктике. Околоарктический статус Китая закреплён в том числе в официальных документах государства. Фадеев подчеркнул, что КНР нуждается не только в энергоресурсах, четверть мировых запасов которых находится в арктической зоне, но и в редкоземельных металлах, используемых в производстве компьютеров, смартфонов, бытовой электроники – всего того, чем известна современная китайская промышленность и на чём зиждется статус Китая как высокотехнологичной державы.

Таким образом, выгоды от привлечения азиатских партнёров в российскую Арктику очевидны и безусловны. Однако аналитики предупреждают и о некоторых рисках, которые таит в себе возможная чрезмерная экономическая экспансия Китая в Арктике. В частности, речь идёт о фактическом контроле над Севморпутём, которая, как полагают некоторые наблюдатели, может через какое-то время перейти к Поднебесной, учитывая, что для Китая, в отличие от РФ, все торговые пути в Европу открыты. В итоге китайская навигация по СМП может превысить российскую, что вредно для российских национальных интересов. Экономист Василий Колташов пояснил, что таких рисков можно избежать, если использовать арктическую инфраструктуру совместно и на взаимовыгодной основе. Однако у китайского руководства до конца не изжит подход к партнёрам, как к собственной периферии, поэтому к допуску китайских компаний в Арктику необходимо подходить осторожно. Здесь стоит вернуться к тому, что интерес к Севморпути и природным ресурсам Арктики проявляет и Индия. У этих двух азиатских гигантов отношения между собой, мягко говоря, натянутые. Пекин и Нью-Дели являются как минимум соперниками и настороженно относятся к перспективам усиления друг друга. Поэтому при грамотном подходе российской стороны можно соблюсти определённый баланс и в арктическом сотрудничестве, избегая монопольного влияния любого из наших зарубежных партнёров. С этой точки зрения очень хорошо, что таких перспективных партнёра у России оказалось по крайней мере два.

Автор: Алексей Черников

Теги: Китай | Индия | Арктика |

Социальные сети