Помогают ли американо-израильские контакты приблизить мир на Ближнем Востоке?
3753
Накануне в Израиль прибыла большая американская делегация во главе с новым спикером Палаты представителей Кевином Маккарти. Конгрессмены встречались с президентом еврейского государства Ицхаком Герцогом и премьер-министром Биньямином Нетаньяху. Во время переговоров обсуждаются укрепление двусторонних отношений, противодействие иранской угрозе и процесс примирения Израиля с арабскими странами
Обе стороны выразили уверенность в том, что американо-израильские связи продолжат развиваться в позитивном ключе. Особенно важно, что в Иерусалим прибыла двухпартийная делегация. Ведь Нетаньяху, сколотивший ультраправую правящую коалицию и в очередной раз вернувшийся в кресло премьера, идеологически близок республиканцем и может, не кривя душой, называть консерватора Маккарти своим другом. А вот с демократическим лагерем у действующего израильского правительства отношения сложнее. В марте, в разгар протестов израильтян против судебной реформы, президент США Джо Байден раскритиковал действия властей и призвал отменить реформу, отметив, что в Белом доме Нетаньяху принимать пока не собирается. Премьер Израиля в ответ указал на право его страны решать внутренние дела без давления извне.
После этого в прессе обеих стран заговорили о возможном разладе, однако словесным обменом любезностями всё в итоге и ограничилось. Политический обозреватель Аббас Джума обращает внимание на зависимость Израиля от США по ряду вопросов и выражает уверенность, что хорошим отношениям партнёров в действительности ничто не угрожает. В частности, Израилю крайне важна поддержка Вашингтона в его противостоянии с Ираном. Недаром Нетаньяху заявляет, что Израиль будет полагаться на совместные с США усилия по недопущению появления иранской ядерной бомбы. Аналитики отмечают, что вероятность скорых ударов израильских ВВС по ядерным объектам Ирана продолжает расти. О том, что военная операция возможна, говорил даже министр обороны США Ллойд Остин, который обычно не склонен делать необдуманные громкие заявления. Понятно, что иранскую ядерную проблему, которая десятилетиями делает мир на Ближнем Востоке крайне хрупким, рано или поздно придётся как-то решать. Формально никто не давал согласия Ирану на создание собственного ядерного оружия, а Израиль и США, по всей видимости, готовы предпринять реальные действия для ликвидации военного ядерного потенциала исламской республики.
Правда, ещё сохраняется шанс на торжество здравого смысла обеих сторон противостояния, которое могло бы выразиться в восстановлении ядерной сделки. Пока надежд на такую перспективу не очень много, поскольку из-за жестокого подавления внутренних протестов иранскими властями переговоры застопорились ещё в прошлом году, а причина их остановки Тегераном не устранена. Однако иранский эксперт по внешней политике Ахмад Бахшаеш Ардестани предполагает, что договорённости по ядерной программе могут быть восстановлены в течение полугода. Этот вопрос уже обсуждался на встрече дипломатов Ирана, Великобритании, Франции и Германии. Однако без США процесс вряд ли удастся запустить, ведь СВДП изначально предполагал постепенное снятие с Ирана экономических санкций в обмен на отказ от разработки ядерного оружия, а основной ущерб наносят как раз американские санкции. Если возможность их снятия не будет просматриваться, не очень понятно, каким будет стимул Тегерана соглашаться на сделку. Джо Байден ранее подчёркивал, что США не ищут конфликта с Ираном. Возможно, иранскому руководству чётко обрисовали два сценария – уничтожение ядерной инфраструктуры в случае, если Иран на сделку не пойдёт, о чём практически прямо заявил Остин, либо постепенное ослабление санкций, если с ядерным оружием будет покончено. В любом случае Израилю, который рискует стать первым пострадавшим в случае появления иранской ядерной бомбы, необходимо сохранять тесные контакты с США, чтобы координировать усилия по недопущению крупномасштабного конфликта. Если же эти усилия всё-таки не принесут желаемого результата, Иерусалиму помощь Штатов всё равно понадобится, только совсем другого характера.
Другим важнейшим аспектом американо-израильских отношений является процесс арабо-израильского примирения. В феврале появилась информация о том, что Вашингтон готов помогать еврейскому государству в операциях против Ирана и в нормализации отношений с Саудовской Аравией, если Нетаньяху снизит накал страстей в израильском обществе и будет избегать чрезмерной эскалации с палестинцами. По сведениям осведомлённых источников, Нетаньяху на предложение согласился. Впоследствии эта информация нашла подтверждение фактами. Во-первых, судебная реформа, вызвавшая массовые протесты израильтян, была отложена на неопределённый срок, что хоть и не является формальным отказом от законопроекта, но стало важным шагом к общественному примирению. Во-вторых, правительство Израиля очень сдержанно ответило на обстрелы своей территории из Ливана и сектора Газа в начале апреля, ограничившись точечными ударами по местам запуска ракет и не став начинать крупномасштабную операцию против палестинских группировок. И это при том, что палестинское руководство перед приходом к власти коалиции во главе с Нетаньяху ожидало худшего развития событий и готовилось к пересмотру отношений с Израилем в негативную сторону, видя радикальный настрой некоторых членов правящего альянса. Возможно, установка США на более взвешенную политику сработала. Ведь международных кризисов, в том числе требующих внимания Вашингтона, сейчас и так более чем достаточно, и большой ближневосточный конфликт никому не нужен.
В то же время примирение Израиля с арабскими государствами при посредничестве США продолжается. Ещё при президенте Дональде Трампе, который далеко не всегда мог похвастаться успехом своих внешнеполитических инициатив, Израиль подписал договоры о взаимном признании и мире с ОАЭ и Бахрейном, получившие известность под общим названием «Соглашения Авраама». Позднее к договорённостям присоединились Судан и Марокко, а Египет и Иордания уже давно поддерживают нормальные, в том числе дипломатические, отношения с Израилем. После этого у стран открылась перспектива взаимной торговли и сотрудничества в самых разных областях. Теперь участникам ближневосточной политики предстоит достичь ещё более значимой цели – нормализации отношений Израиля и Саудовской Аравии. После предыдущих достижений эта задача уже не выглядит нерешаемой. Нетаньяху отмечал, что нормализация возможна и положила бы конец всему арабо-израильскому конфликту, а Саудовская Аравия, по словам премьер-министра Израиля, уже неофициально участвует в мирном процессе. Также Нетаньяху давал понять, что для Иерусалима важно сохранение союзнических отношений между Саудовской Аравией и США, лишний раз подчёркивая роль Соединённых Штатов в урегулировании региональных конфликтов.
Министр иностранных дел Саудовской Аравии Фейсал бен Фархан аль Сауд в начале года утверждал, что налаживание отношений с Израилем возможно лишь после того, как палестинцы получат общепризнанную государственность, а Восточный Иерусалим и Западный берег реки Иордан будут возвращены под контроль Палестины. Впрочем, когда-то другие арабские страны выдвигали такие же требования, но в итоге пошли на примирение без их выполнения.
Востоковед Евгений Сатановский отмечал, что, скорее всего, соглашение с Саудовской Аравией также будет достигнуто. Политолог объяснял это тем, что Израиль необходим арабским странам в качестве противовеса растущему влиянию Ирана и для помощи в борьбе с исламистскими группировками, угрожающими стабильности монархий Персидского залива. Источники Axios утверждали, что администрация Байдена надеется сыграть роль ключевого посредника при установлении официальных отношений между Иерусалимом и Эр-Риядом. Таким образом, сегодня дружественные американо-израильские отношения являются далеко не единственным, но необходимым условием завершения конфликта, длившегося много десятилетий, и могут поспособствовать предотвращению крупномасштабного конфликта с Ираном, угрожающего стабильности всего региона, а в случае применения ядерного компонента, и безопасности человечества.