Российский автопром может получить помощь даже от Уганды
3110
В апреле этого года, когда в России проанализировали последствия введенных накануне беспрецедентных антироссийских санкций, аналитики Банка России для характеристики ближайшего будущего отечественной экономики, как сообщали СМИ, ввели термин «обратная индустриализация», то есть замещение высоких технологий устаревшими
В обзоре департамента исследований и прогнозирования регулятора, в частности, говорилось о том, что в первую очередь от ситуации рискуют пострадать сектора, использующие современные технологии. Дело в том, что производство высокотехнологичной продукции обычно встроено в глобальные цепочки и использует уникальные компоненты, заменить которые будет непросто. В первую очередь в зоне риска могут оказаться машиностроение и электронная промышленность. В части машиностроения, выходящего напрямую на потребительский рынок, видимо, можно говорить про автомобилестроение.
В последнее время эта отрасль российской экономики, столкнувшись с уходом западных компаний, ищет новых партнеров в тех частях земного шара, где раньше это не предполагалось.
Наиболее яркая иллюстрация смены географии технологических партнеров — завод «Москвич». ЗАО «Рено Россия», как известно, в связи с уходом французской компании было переименовано в АО «Московский автомобильный завод «Москвич». Хотя технологическим партнером нового предприятия официально сразу объявили КамАЗ, на смену французского Renault, как ожидают эксперты, скорее всего, придут китайские производители. Как сообщало сетевое издание «Нос», в мае заговорили о том, что вместо ушедших французов китайцы там могут развернуть отверточную сборку своих автомобилей.
Председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов тогда даже придал этому политический аспект, заявив: «Программа импортозамещения в значительной степени провалена». По его мнению, «сейчас у некоторых руководителей есть простое желание не добиваться нашей экономической независимости, а пересадить нашу промышленность, а вместе с ней экономику, на новую, теперь китайскую, «иглу», поменяв логистику закупок и «инвесторов». А если допустить, что в будущем американцы всё-таки додавят Китай или предложат ему более выгодные условия, что тогда?»
14 октября завод «Москвич» сообщил в своем telegram-канале, что «сборка первых моделей на московском заводе начнётся уже скоро». Телеканал «М24» на днях уточнил, что первые 600 машин на заводе планируют собрать до конца года. При этом остается до конца неясным, что это будут за автомобили. Эксперты по-прежнему считают, что они будут собраны из китайских запчастей, комментариев представителей самой компании на этот вопрос найти не удалось.
Китай, однако, давно не является экзотикой в мире автомобилестроения. Да и Россия уже работает с менее известными на этом поприще странами. В конце сентября Минпромторг РФ заявил о перспективах сотрудничества с автомобилестроительными компаниями Ирана.
«Компании проявили интерес. Соответственно мы готовы и открыты к сотрудничеству, у них есть хороший потенциал», — сказал замминистра Альберт Каримов, комментируя возможные планы иранских автобрендов по выходу на российский рынок.
СМИ сообщают, что речь идет о компаниях Iran Khodro и SAIPA. Любопытно, что модель, которая в первую очередь может появиться в РФ — седан Tara. Это перелицованный Peugeot 301, опять-таки французское авто. Можно сказать, что без французов на российском авторынке никуда. Более того, заговорили, что Иран готов наладить в России даже сборку своих автомобилей, причем под возрожденными российскими брендами «Москвич», «Волга» и «Победа».
Но и Иран не самый экзотический вариант. На днях возможный партнер у российских автомобилестроителей появился в Африке. Посол Уганды в РФ Мозес Кизиге сообщил, что его страна заключила соглашение с «КамАЗом» о строительстве в этой стране завода по производству грузовых машин для экспорта на африканский рынок. Правда, сам «КамАЗ» позже уточнил, что, хотя заинтересован в сотрудничестве со странами Африки, но пока соглашений с Угандой о строительстве завода по производству грузовых автомобилей не достигнуто.
На сайте компании «Нос» не обнаружил упоминаний о контактах с Угандой. Сенсацией же можно назвать обещание африканского дипломата экспортировать в Россию угандийские электромобили. Посол заявил, что Уганда начала производство собственных электрокаров.
В Уганде, по данным СМИ, действительно находится первый африканский автопроизводитель электроавтомобилей — компания Kiira Motors. Разработку собственных электрокаров Уганда начала ещё в 2010-х. Госкомпания Kiira Motors, основанная в 2007 году, начала выпуск местных машин в 2011 году — это была электрическая модель Kiira EV. Этот автомобиль считается первым африканским электрокаром, название для машины придумал лично президент Уганды Йовери Мусевени.