Становятся ли «гаражные» мастера спасением от подорожания автозапчастей?
804
В ближайшее время автомобилистов, по всей видимости, ждёт очередное подорожание запчастей на самые популярные марки.
В начале августа в Союзе автосервисов России рассказали, что оптовые поставщики начали поднимать цены на 5-7%. За этим неминуемо последует подорожание в сервисах и автомагазинах, а на онлайн-площадках переписывание ценников уже началось. Эксперты напоминают, что особенно сильный скачок цен наблюдался в 2022 году, когда многие бренды покинули Россию. Привозить оригинальные комплектующие для автомобилей европейских, корейских и японских производителей стало дольше и намного дороже, а по некоторым позициям образовался дефицит. К настоящему времени многие участники рынка нашли новых поставщиков и научились работать с каналами параллельного импорта, поэтому нехватка запчастей в большинстве случаев преодолена. Исключением остаются блоки управления двигателем и датчики расхода воздуха, которые также стали лидерами по росту цен. По данным портала Drom.ru, в текущем году стоимость этих запчастей в среднем выросла на 12-16%. Однако есть и обратные примеры. Свечи зажигания и масляные фильтры для некоторых авто даже подешевели, поскольку спал характерный для прошлого года ажиотажный спрос. Впрочем, Volkswagen, Audi и некоторых других брендов, покинувших российский рынок, это не касается.
Наряду с дорогой логистикой важным фактором роста цен стало ослабление курса рубля. Доллар подрос до значений, характерных для весны 2022 года, и достиг уровня 96 рублей. Российская национальная валюта с начала года потеряла 34% стоимости. Ослабление рубля закономерно отражается на ценах всех иностранных товаров. Однако, как отмечал эксперт ИК «Ива Партнерс» Артём Шахурин, даже если бы рубль укреплялся в течение достаточно долгого времени, цены на запчасти вряд ли изменились бы в лучшую сторону. Экономист назвал это явление «эффектом храповика». Когда доллар растёт, продавцы объясняют рост цен на зарубежные товары возросшими издержками, а когда растёт рубль – находят множество причин, чтобы цены не снижать. Подорожание, хотя и в меньшей степени, коснулось и отечественных запчастей, а также комплектующих, произведённых в «дружественных» странах и вроде бы никак не связанных с долларом.
В таких условиях возникает резонный вопрос о том, не захотят ли автовладельцы сэкономить и вместо оригинальных запчастей и официальных сервисных центров воспользоваться альтернативными способами ремонта. Ведь в цене растут не только сами запчасти, но и услуги сервисменов.
Летом прошлого года холдинг «РОМИР» зафиксировал переток клиентов от крупных СТО к частным мастерам. О том, ждать ли продолжения данной тенденции в 2023 году, «Нос» спросил у руководителя московского общественного центра «Автомобилист» Максима Едрышова.
«Да, такая тенденция есть, ведь многим хочется сэкономить. Во-первых, у «гаражников» многие услуги намного дешевле, а во-вторых, к ним можно приехать со своими запчастями. Ведь многие сервисы отказывают в ремонте, если к ним приехать со своей деталью, потому что хотят заработать на всех этапах. А если взглянуть на нынешнюю ситуацию с ценами, желание сэкономить вполне объяснимо», — рассказал автоэксперт.
Едрышов отметил, что автомобили неизбежно стареют и требуют ремонта. Спрос на новые автомобили, хотя и демонстрирует сейчас определённый рост, ещё не достиг докризисных показателей, поэтому спрос на услуги «гаражных умельцев» будет сохраняться. Говоря о качестве такого ремонта, эксперт заметил, что оно может очень сильно различаться от случая к случаю.
«Есть мастера, которые специализируются на конкретных марках, у них есть хорошее оборудование, и нередко такие специалисты являются бывшими сотрудниками официальных дилеров. У таких с качеством всё в порядке. Но если приехать в гаражи с какой-то сложной неисправностью, например, в электронике, то просто руками там, конечно, ничего не сделают», — объяснил Едрышов.
Что касается китайских авто, которые в большом количестве стали появляться на отечественных дорогах, их ремонтопригодность может сильно отличаться в зависимости от конкретной модели, и какие-то операции частники выполнить, конечно, смогут, но в большинстве случаев в этом пока нет необходимости, поскольку такие автомобили зачастую ещё находятся на гарантии производителя, отметил собеседник издания.
«Я пока не могу сказать, что люди перетекают с официальных СТО в гаражи для ремонта машин. Дело в том, что на СТО одни клиенты, в гаражах – другие. Но в любом случае большинство водителей предпочитают ремонтировать машины у хорошо знакомого мастера, который зарекомендовал себя качественным ремонтом. В то же время на СТО чаще едут те, кому нужны чеки об оплате услуг, другие документы, гарантия на ремонт и так далее. Естественно, мастера в гаражах этого предоставить не могут. С другой стороны, по моим ощущениям, зачастую в гаражах мастера могут ответственнее относиться к оказываемой услуге по ремонту, потому что они не работают на потоке, и каждый клиент для них важен. Что же касается стоимости гаражного ремонта, то она обычно дешевле, потому что в таком случае мастер не несет расходы на персонал, аренду помещения и другие издержки, которые есть у СТО», — рассказал изданию автомеханик из Санкт-Петербурга Алексей.
В его практике китайских машин пока не было, поскольку авто из Поднебесной в основном ещё новые, и их владельцы в услугах частного ремонта не нуждаются. Однако специалист назвал эти автомобили вполне ремонтопригодными.
«Другое дело, что, если посмотреть на качество их сборки, эти машины не стоят тех денег, за которые они продаются в России. Раньше за нынешнюю стоимость некоторых китайских авто можно было купить Land Cruiser. Думаю, что разницу между первым и вторым вариантом объяснять излишне», — заключил собеседник.