Стоит ли опасаться нового скачка цен на бензин и дизель?
801
Нефтяники смотрят в будущее довольно настороженно
СМИ и пользователи соцсетей сообщают о возобновившемся росте цен на бензин и дизель в Хабаровском крае. Первыми забили тревогу автовладельцы Комсомольска-на-Амуре, где было замечено подорожание всех основных сортов бензина и дизтоплива.
Рост цен не выглядит значительным, однако, помня о топливном кризисе осени прошлого года, некоторые опасаются нового скачка цен в скором будущем. Впрочем, УФАС по Хабаровскому краю уверяет, что внимательно следит за ценообразованием по всей цепочке от нефтеперерабатывающих заводов до потребителей, и никаких аномальных завышений стоимости выявлено не было. Более того, в октябре-ноябре прошлого года в большинстве районов края наблюдалось снижение цен, поэтому в некоторой коррекции нет ничего удивительного.
Общероссийской тенденцией подорожание топлива пока также не стало. Так, в Ямало-Ненецком автономном округе дизтопливо по-прежнему дорожает, а вот бензин АИ-92 и АИ-95 с ноября, напротив, только падает в цене и уже достиг уровня июня прошлого года. Более того, в первый постпраздничный день снизились биржевые цены на большинство видов моторного топлива. Согласно статистике Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи, оптовые цены на бензин снизились на 1,4-1,6%, а на летнее и межсезонное дизтопливо – на 2,8-3,7%. Подорожал только зимний дизель, но совсем незначительно – на 0,15%. Такая динамика оптовых цен даёт надежду на то, что нового повышения цен в рознице сейчас также ожидать не стоит.
Серьёзный топливный кризис в России разразился в августе-сентябре прошлого года, когда стало известно о планируемом сокращении компенсационных выплат из бюджета нефтяникам за сдерживание внутренних цен. Оптовая, а затем и розничная стоимость топлива резко пошла вверх, а в некоторых регионах фиксировался его дефицит. В итоге спустя месяц правительство в полном объёме восстановило выплату компенсаций, а также повысило норму продажи бензина и дизтоплива на бирже внутри России. На некоторое время был введён и полный запрет на экспорт нефтепродуктов, однако эту жёсткую меру вскоре отменили, поскольку оказались практически исчерпаны мощности по хранению дизтоплива. Глава «Лукойла» Вадим Воробьёв назвал итоговый пакет стабилизационных мер по-настоящему комплексным и выразил надежду, что внутренний топливный рынок вскоре успокоится.
В целом так и произошло. Правда, в конце ноября, после отмены полного запрета на экспорт дизтоплива его стоимость в большинстве регионов вновь поползла вверх. Особенно заметным подорожание оказалось в регионах Восточной Сибири и Дальнего Востока. Руководитель ассоциации «Грузавтотранс» Владимир Матягин отмечал, что мировые цены на дизтопливо тоже высоки, поэтому российским нефтяникам зачастую выгоднее продавать топливо за рубеж, а не реализовывать его внутри страны. В «Грузавтотрансе» предлагали вернуть запрет на экспорт дизеля. Такую возможность в случае дальнейшего подорожания не исключали и в комитете Госдумы по энергетике. Однако без этой крайней меры всё-таки удалось обойтись.
Министр энергетики Николай Шульгинов в конце декабря заявил, что топливный кризис удалось преодолеть, и внутри страны накоплены достаточные запасы бензина и дизеля. Власти, по словам министра, извлекли уроки из прошлогодней ситуации и будут внимательнее следить за ценами на заправках.
Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков также отметил, что ключевой задачей властей в этом году будет удержание роста цен на топливо в пределах инфляции, которая прогнозируется на уровне 4-4,5%. По словам Юшкова, многое будет зависеть от того, накопили ли топливные компании достаточные запасы перед отопительным сезоном. Если запасов хватает, демпферные выплаты из бюджета сохранятся, а график профилактических работ на НПЗ будет сбалансированным, скачков цен, аналогичных прошлогодним, удастся избежать.
Впрочем, нельзя забывать о росте топливного акциза, который с 1 января повышен на 5%. Аналитик ФГ «Финам» Сергей Кауфман считает, что из-за этого по итогам 2024 года стоимость топлива в России вырастет на 5-7%. Правда, в ближайшие месяцы розничные цены будут находиться в стадии плавного снижения. Оптовые цены после осеннего всплеска находятся на минимальных значениях за последние несколько лет, а розница это падение ещё не отыграла. Поэтому, по мнению Кауфмана, в январе-феврале ещё можно ждать падение цен на АЗС примерно на 1-1,5%. Однако с марта из-за вышеупомянутого акциза цены, скорее всего, вернутся к постепенному росту. Более того, по мнению опрошенных «Фонтанкой» представителей нефтяной отрасли, в 2024-м будет выгоднее продавать за рубеж сырую нефть, а не производить из неё топливо. Этому поспособствует обнуление пошлин на экспорт нефти и нефтепродуктов вкупе с ростом НДПИ. В связи с этими факторами нефтяники смотрят в будущее довольно настороженно. Однако власти вряд ли хотели бы повторения прошлогоднего топливного кризиса. Поэтому можно рассчитывать, во-первых, на более пристальное внимание контролирующих органов к ценам на топливо, а во-вторых, на отсутствие резких движений правительства в сторону экономии на выплатах нефтяникам. Ведь именно попытка вдвое сократить демпферные выплаты стала ключевой причиной прошлого ценового скачка. Если подобных ошибок в текущем году не будет, можно надеяться на сохранение топливных цен в рамках общей инфляции.