Тяжёлое прошлое и бундес-интересы. Почему при новом правительстве Германия продолжает занимать особую позицию по Украине
7415
Ситуация вокруг переговоров России и НАТО по гарантиям безопасности и по украинскому вопросу продолжает оставаться максимально напряжённой. Министр обороны Литвы Арвидас Анушаускас выразил мнение, что технически для нападения на Украину может хватить и нескольких часов благодаря концентрации российских войск в приграничных регионах России и в Беларуси. Литовский чиновник заметил, что таким образом Москва пытается обеспечить себе лучшие переговорные позиции с североатлантическим альянсом по своим требованиям
Напомним, с конца декабря Россия пытается добиться от НАТО принятия своей версии «гарантий безопасности», по которым Украина и Грузия не должны быть приняты в НАТО, а войска других стран альянса должны быть отведены на рубежи 1997 года, то есть покинуть восточноевропейские страны, вступившие в объединение позже этого срока.
Ранее МИД РФ конкретизировал свои претензии по натовским силам в Восточной Европе, потребовав вывести иностранных военных, в частности из Болгарии и Румынии. В НАТО и в самих этих государствах такие требования отвергли. Также несколько дней назад министр иностранных дел Лавров на пресс-конференции заявил, что терпению России из-за действий Запада пришёл конец.
«Мы очень терпеливы, знаете, что мы долго запрягаем. Запрягали мы очень долго, вот сейчас уже пора нам ехать», — сказал Лавров.
Куда именно Москва собралась ехать и что намеревается делать, раз уж терпение закончилось, дипломат не уточнил, но, учитывая концентрацию войск у украинской границы, сам факт которой уже никто не отрицает, в западных столицах укрепляются самые нехорошие подозрения.
И в НАТО начали действовать более быстро и однозначно. Раньше любые поставки летальных вооружений в Украину рождали множество споров и проходили с большим скрипом. Вооружение худо-бедно поставляли лишь страны Балтии и, несколько позже, США. До этого старались обходиться приборами ночного видения, различной амуницией и другими грузами военного назначения, не являющимися непосредственно оружием. Но сейчас мнение западных партнёров Киева меняется коренным образом. Помимо непосредственно американских поставок, которые также стали интенсивнее, к процессу подключаются и другие страны. Противотанковые комплексы, гранатомёты и иное вооружение начали завозить транспортные самолёты ВВС Великобритании. О готовности начать поставки вооружений, включая артиллерийские снаряды, для нужд Украины объявила и Чехия, а Вашингтон официально дал разрешение Эстонии, Литве и Латвии передать Киеву американское оружие, которое ранее было предоставлено балтийским республикам. Нидерланды, ранее блокировавшие подобные решения НАТО из-за опасения эскалации конфликта в Донбассе, изменили свою позицию по поставкам вооружения в сторону согласия, а Канада отправила в Украину подразделение своего спецназа.
На этом фоне позиция Германии резко контрастирует с мнением партнёров по НАТО. В Берлине отказываются присоединяться к военным поставкам Украине, призывая исключительно к дипломатическим методам разрешения конфликта. Более того, ФРГ отказала Эстонии в выдаче разрешения на экспорт гаубиц Д-30 в Украину. Эти орудия были произведены в СССР и переданы Восточной Германии, а после объединения страны их отдали только что обретшей независимость балтийской республике. Таллинн теперь обязан получить согласие прежнего владельца оружия на его передачу третьей стороне, но Берлин такого согласия не дал.
Глава МИД Германии Анналена Бербок, представляющая партию «Зелёные», рассказала, что правительство не считает целесообразным поставлять Украине оружие. «Если какие-то государства и готовы поставлять оборонительные вооружения, то не нам судить их. Однако я не считаю реалистичным, что такие поставки способны изменить военный дисбаланс, существующий между Украиной и Россией», — сказала Бербок.
Об этом же она говорила и во время своего визита в Киев 17 января, заявляя о приверженности Берлина исключительно дипломатическим методам решения конфликта. Она также напоминала, что отказ от поставок оружия странам, имеющим территориальные споры, прописан в коалиционном соглашении нового федерального правительства. При этом политическая позиция Германии не меняется. Так, МИД ФРГ пообещал принести Киеву официальные извинения в связи с недавним высказыванием командующего ВМС страны. Напомним, вице-адмирал Кай-Ахим Шёнбах сказал, что Крым в состав Украины никогда не вернётся. Внешнеполитическое ведомство республики вызвало военного для разъяснительной беседы. То есть особая позиция Германии относится не к существу вопроса о принадлежности Крыма и Донбасса, а только к военному аспекту.
И причины у такой подчёркнутой осторожности есть. Самая очевидная – особенности исторического прошлого Германии. Научный сотрудник Института политики безопасности Кильского университета Марсель Дирсус объясняет, что это связано с ролью Германии во Второй мировой войне и теми особенностями общественного и политического сознания немцев, которые этим обусловлены. «Мысль о том, что немецкое оружие можно было бы использовать для убийства русских, очень тяжела для многих немцев», — отметил учёный.
Действительно, в Германии очень серьёзно относятся к гитлеровскому периоду истории страны и до сих пор ясно осознают ответственность всего немецкого народа и государства за те жертвы, которые в развязанной нацистами войне понесли многие страны. Так что этот аргумент выглядит вполне весомым. Впрочем, по коммерческим контрактам в Украину всё же поступает германское стрелковое оружие, но это позиционируется не как военная помощь, а именно как экспорт на общих основаниях и по рыночным ценам. Но Deutsche Welle напоминает, что Киев проявляет интерес также к системам ПВО и боевым кораблям немецкого производства, однако на такие поставки Берлин пока точно не готов.
Интересно, что эту позицию разделяют и представители «зелёных» — партии, наиболее жёстко настроенной к России. О высказываниях главы МИД Бербок выше уже упоминалось. Но в правительстве есть ещё один член этой политсилы – вице-канцлер Роберт Хабек. До выборов в Бундестаг в прошлом году он высказывался за поставки Киеву оборонительных вооружений, но попал под шквал критики от других немецких политиков, и больше такую позицию уже не высказывает.
Впрочем, у высочайшего миролюбия Берлина есть и другие причины. У Германии среди европейских стран, пожалуй, самая высокая в денежном эквиваленте мотивация сотрудничать с Россией. Чего стоит один только проект газопровода «Северный поток-2», который ФРГ до последнего лоббировала и лишь под коллективным давлением других западных стран в последний момент начала понемногу затягивать процесс ввода газопровода в эксплуатацию. Слишком велик соблазн не только получать энергоносители по сравнительно невысоким ценам в рамках долгосрочных контрактов с Россией, но и распределять голубое топливо через Германию в другие европейские страны, получая с этого свой доход.
Германия также не стремится упускать и другие экономически выгодные области взаимоотношений. В принципе немецкая внешняя политика во многом основана на прагматизме. Статус ведущей экономики ЕС и большое влияние бизнес-лоббистов на политику обуславливают более компромиссную позицию Германии по самым острым вопросам. Помимо топливной сферы, Германия и её отдельные регионы сотрудничают с РФ в строительстве, медицине и транспортной сфере. Немецкая промышленность вряд ли позитивно восприняла бы потерю прибыли от достаточно крупного российского рынка.
Между тем, очевидно, что насыщение конфликтного региона оружием не будет способствовать снижению напряжённости, а реальный конфликт с Россией в любом случае поставил бы крест на всех выгодных экономических проектах. Всё же Германия – член ЕС и НАТО, и в случае реального столкновения ей пришлось бы участвовать в общих решениях по жёстким санкциям и изоляции России со стороны Запада. Поэтому Берлин и пытается сгладить остроту противостояния, категорически настаивая на дипломатических путях решения проблемы Донбасса и Крыма. Знаменитая формула о «бундес-интересах», означающая, что Германия не намерена поступаться своими экономическими предпочтениями без крайней необходимости, после ухода Меркель продолжает действовать.
Конечно, на решительность партнёров Германии по НАТО увещевания Берлина вряд ли повлияют. Но всё же, в случае окончательного разрыва отношений с США и Великобританией, Германия может остаться тем окошком, через которое контакты РФ и Запада будут так или иначе поддерживаться. Эту роль во времена холодной войны выполняла Франция, чьи дипломаты служили своего рода «передаточным звеном» между СССР и США, предупреждая обе стороны об опасности пересечь «красную линию», за которой мир уже могла ждать ядерная катастрофа.
Как показала история, такие государства с умеренной позицией могут очень помочь в поддержании минимально необходимого уровня безопасности, чтобы всё же не скатиться к действительно катастрофической большой войне.