За чей счет будет обеспечиваться доступность автомобилей в текущем году
1771
Проблемы отечественного авторынка в текущем году будут решаться во многом за счет китайских брендов и параллельного импорта, который, впрочем, пока не дает значимых объемов продаж. Низкие показатели в России среди прочего связаны со слабым покупательским спросом. Европейский авторынок тем временем демонстрирует положительную динамику. Для преодоления резкого спада продаж на российском авторынке понадобятся более масштабные программы поддержки локальных производителей, сообщили в пресс-службе ГК «Автодом»
Ранее стало известно, что продажи новых легковых автомобилей в странах Евросоюза в январе выросли на 11,3% по сравнению с прошлым годам и достигли 760 041 машин, свидетельствуют данные Европейской ассоциации автопроизводителей (ACEA).
Как Россия, которая не так давно являлась одним из крупнейших рынков сбыта автомобилей в мире смотрится на этом фоне? Когда произойдет восстановление отечественного авторынка хотя бы до показателей годовой давности, начнется устойчивый рост и за счет чего?
«За январь 2023 года количество проданных автомобилей в Европе составило более 760 тыс. единиц, что на 11,3% больше, чем за аналогичный период января 2022 года. Доля продаж электромобилей, в частности, увеличилась с 8,6% до 9,5%, 71 984 единиц. Для сравнения, в России по итогам января 2023 было реализовано 32 499 новых легковых автомобилей. Это на 63,1% меньше, чем в январе 2022 года. Такие показатели связаны с низким покупательским спросом и отсутствием поставок европейских автомобилей. Поэтому положительной динамики по продажам в 2023 году не ожидается. Доступность автомобилей в текущем году будет обеспечиваться за счет китайских брендов и параллельного импорта, который пока, впрочем, не дает больших объемов продаж. Сейчас необходимы более масштабные программы поддержки локальных производителей», — отметили в пресс-службе ГК «Автодом».
«Рост продаж в Европе наблюдается относительный — на фоне крайне низкой базы — начала прошлого года. Но в целом рынок с 2020 года остается в подавленном состоянии, что отчасти обусловлено проблемами с логистикой и возникшим в 2021 году дефицитом микрочипов. В России же спад был обусловлен уходом с рынка ряда компаний из «недружественных» стран и прекращением поставок комплектующих для отечественного автопрома из этих государств. Однако постепенно российские производители находят альтернативных поставщиков и наращивают производство, а освободившуюся нишу активно осваивают китайские компании. Полагаю, рынок продолжит восстановление», — отметил в беседе с изданием Артём Клюкин, эксперт ИК «ИВА Партнерс».
Эксперты не теряют оптимизма.
«Уже в первый весенний месяц мы скорее всего сможем увидеть рост в размере порядка 5-10% к марту 2022 года с учетом планов, которые озвучили и активно реализовывают автопроизводители. Российский автопром демонстрирует явный задел на активное восстановление в 2023 году. Lada, доля рынка которой в январе превысила 40%, продолжит наращивать выпуск на производстве. Справедливости ради стоит отметить, что в модельном ряду сохранятся две Niva, с весны в их компанию должна вернуться и Vesta, а во второй половине года может начаться сборка Lada из китайских моделей на бывшем заводе Nissan. В этом свете рост продаж у «АвтоВАЗа» неизбежно случится. В целом в 2023 году в Lada хотели бы реализовать порядка 400 тыс. новых автомобилей. «Москвич» и Sollers пока активно строят дилерские сети, в том числе и в регионах. Постепенно растет бизнес и у марки Evolute. Продажи LCV моделей GAZ и UAZ по-прежнему вполне востребованы. Кстати, в январе, по данным официальной статистики, российские марки (Lada, GAZ, UAZ, Sollers, Evolute и «Москвич») обеспечили авторынку более половины продаж. В то же время другой крупный российский автопроизводитель — «Автотор» — в январе отчитался о том, что запустил крупноузловую сборку седанов марки Kaiyi, аффилированной с компанией Chery. Динамично развиваться продолжают и «китайцы»: растет дилерская сеть, продажи и доля рынка, расширяется модельный ряд представленных марок, на рынок выводятся новые бренды, что поможет в ближайшем будущем снизить дефицит и относительно бюджетных (в диапазоне 1,5-2 млн) седанов. Резюмируя, можно ожидать, что рост рынка в годовом выражении начнется весной, а прирост в 15-20% по итогам года (и порядка 800 тыс. проданных автомобилей) при отсутствии значимых внешнеполитических и макроэкономических потрясений выглядят вполне реалистично», — сообщили в пресс-службе «Открытие Авто».